Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Особенности социологического анархизма М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина

Содержание:

Социально-политические взгляды М. А. Бакунина

Михаил Александрович Бакунин считается родоначальником русского анархизма, деятелем российского и международного революционного движения, а также политическим публицистом и сторонником позитивизма в социологии.

Формирование социально-политических взглядов Бакунина происходило под влиянием немецкой классической философии и позитивизма, а также русских революционных демократов и народников, западноевропейских социалистов и коммунистов. Большое влияние на его деятельность оказали работы и персональные встречи с основоположником европейского анархизма П. Прудоном, сочинения немецкого анархиста М. Штирнера. При этом, в результате встреч с К. Марксом и Ф. Энгельсом, а также признания их авторитета в области общественных наук и в революционном движении, не произошло присоединение Бакунина к их движению, поскольку анархические убеждения были кардинально непохожи на идеи марксизма.

У М. А. Бакунина есть несколько работ, в которых присутствуют социологические воззрения:

  • «Федерализм, социализм и антитеологизм» 1867;
  • «Бог и государство» 1871;
  • «Кнуто-Германская империя и социальная революция 1871;
  • «Государственность и анархия» 1873.

Обоснование собственной анархической доктрины М. А. Бакунин начал с того, что критиковал метафизическую философию, говоря о ее «авторитарности» и «аристократичности» в отношении других частных наук. Он считал, что метафизика должна смениться рациональной демократической наукой — позитивной философией, которая отказалась от абстрактных рассуждений и абсолютных истин и исследует окружающую действительность посредством «действительного анализа», строгой критики. Свои выводы она подтверждает при помощи опыта. Позитивизм О. Конта — образец и первый вариант новой рациональной науки.

Бакунин считал, что позитивная философия является рациональной и универсальной наукой, изучающей существующие факты реальности, вводящей законы, единые для физического, животного и человеческого миров. Позитивистская философия объединяет в одну систему все науки с последующей их координацией. Система рациональной философии Бакунина, как и Конта, представлена как иерархическая лестница наук со следующей последовательностью: математика — механика — астрономия — физика — химия — геология — биология — физиология — психология — социология.

Бакунин ставил на вершину иерархии социальной науки именно социологию, которую считал последней ступенью и венцом позитивной философии. Он говорил о ней как о науке, изучающей всю историю человечества в развитии человеческого существа, коллективного и индивидуального, в политической, экономической, социальной, религиозной, артистической и научной жизни. Поэтому он считал социологию наукой об общих законах, которые управляют всем развитием человеческого общества. Законы социологии выводятся ею из фактов и событий прошлого и настоящего. При этом социология, будучи синтезирующей наукой, должна ориентироваться при анализ социальных явлений и процессов даже самые второстепенные причины, включая, к примеру, движение планет и расположение звезд. При обращении к прошлому и настоящему, социология не может делать прогноз формам будущей общественной жизни. Ученый определял такие задачи социологии как:

  • освещение пути развития общества;
  • определение общих законов, характерных для развития явлений человеческого мира;
  • выделение вех прогрессивного развития человечества;
  • указание людям общих условий, не зная и не учитывая которые может стать причиной роковых последствий.

Вне перечисленных выше задач, по мнению ученого, социология является довольно беспомощной и пагубной. Социологию он причислял к числу молодых наук и думал, что понадобятся столетия, чтобы она превратилась в серьёзную науки и смогла окончательно утвердиться. В таком случае социология сможет найти научные инструкции для человечества. Бакунин указывал на молодость и элитарность социологии и противопоставлял ее традиционной науке — то есть, выстраданный многовековой опыт народа. Непосредственно практический опыт жизни каждого народа должен подсказать людям будущие общественные формы — а не выработанные теоретиками или «придуманные перед революцией» руководства. Иронически он говорил о том, что у мужика нет времени на изучение социологии на кафедрах, даже если бы они были в каждом селе. В своих действиях народ всегда опирался на опыт и мысли, передаваемые из рода в род. Поэтому, в силу того что социология все еще не развита, поиск моделей будущего общественного устройства должен происходить не в науке, а в опыте народной жизни и в народном идеале.

Бакунин указывал на то, что естественный и социальный миры для него представляют фактически один неразделяемый мир природы. Но, при этом, он говорил о важности рассмотрения особенностей развития социального мира, в котором различал законы человеческой и общественной жизни. Развитие социального мира было представлено в виде эволюционного процесса шествия человечества — от царства животности до царства свободы. Также ученый давал определение обществу как естественному способу существования совокупности людей, которое управляется правилами и обычаями. Он видел смысл человеческой истории в прогрессивном отрицании первобытной животности человека, а также в развитии человечности в нем.

М. А. Бакунин указывал на 2 специфические составляющие личности: способность мыслить и потребность бунта. Эти свойства и отделяют ее от животного. Их зарождение и формирование происходит в ходе общественной жизни людей. Также он выделил главные факторы определения эволюции личности в социальном мире:

  • человеческая животность, которая находит реализацию при помощи социальной и частной жизни;
  • мысль, реализуемая посредством научного и духовного творчества;
  • бунт, который находит выражение в достижении свободы.

По мнению ученого, на развитие личности в обществе влияет 2 типа социальных законов: естественные и авторитарные. К авторитарным он относил политические, религиозные, гражданские и уголовные законы. Все это создано привилегированной частью общества и заинтересовано в эксплуатации труда рабочих масс. Единственная цель этого — подавление их свободы. Бакунин представлял, что естественные законы могут благоприятствовать или неблагоприятствовать личности. Неблагоприятные естественные законы можно исключить при помощи добровольного изменения окружающей среды. Что касается авторитарных законов, то они в любом случае являются неблагоприятными для развития личности. Избавиться от них можно только посредством ликвидации государства и церкви, устанавливающих эти законы.

Бакунин считал среди главных законов социального мира социальную солидарность и свободу. Первая, по его мнению, выступает в качестве самого раннего человеческого закона, а вторая — это второй закон общества. И тот, и другой закон взаимодополняемы, поскольку свобода каждого отдельного человека — это результат общей солидарности. А общая солидарность — важное условие свободы личности вообще. Солидарность и свобода являются порождением общественной жизни людей. Все это может быть развито в человеке только посредством рационального воспитания.

Будучи теоретиком анархизма, Бакунин внимательно относился к тому, как излагать собственное понимание свободы. По его мнению, свобода заключается в том, чтобы отдаться естественным законам природы, которые признает и сам индивид. В то же время человек может чувствовать и осознавать себя свободными только если вокруг них есть такие же свободные люди. Коллективная свобода — это некая сумма индивидуальных свобод.

Если следовать анархистской концепции, то свобода и власть выступают в роли антагонистов. Это объясняется тем, что любая власть над человеком является отрицанием его свободы. Бунтарская природа человека не хочет подчиняться власти во всех ее проявлениях. Бакунин видел особенностью любого мужика анархизм и бунтарство, заложенные в его природе. Идеал русского человека — защитник, народный мститель, непримиримый враг государства, а также боец на жизнь и на смерть против всей чиновно-дворянской и казенно-поповской цивилизации.

Также социолог и анархист критиковал определение свободы, которое давали теоретики буржуазного общества. По его мнению, буржуазная свобода является ограниченной, формальной, регламентируется государством и в действительности является ложью и привилегией избранных (она основана на рабстве всех остальных). Он противопоставляет буржуазную свободу свободе анархической — то есть, праву человека действовать в соответствии со взглядами, праву сопротивляться властным стремлениям другого человека, социальной группы и социального института.

Основная цель общественного прогресса по мнению ученого — достижение полной свободы личности, установление равенства и солидарности людей в качестве естественных условий их существования. Главные преграды на пути прогрессивного развития человечества — религия, политика, эксплуатация. Эти преграды являются порождением стадии животности, они исторически необходимые и преходящие. Для их устранения нужна ликвидация их носителей в виде государства и церкви.

Бакунин говорит о церкви практически то же самое, что и критики-мыслители эпохи Просвещения, представители немецкого и русского материализма. Он видит 3 причины появления церкви как религиозного института:

  • страх первобытного человека перед могуществом природы;
  • человеческая способность к абстрактному мышлению и ограниченность его познавательных возможностей. Как результат — все непознанное и тайное связано с Богом;
  • использование религиозных верований для властвования над людьми и их порабощение.

С точки зрения Бакунина, церковь можно сравнить с кабаком. В ней народ тоже забывает свой голод, гнет и унижение. Как пути освобождения народа от негативного влияния церкви он называл:

  • осознание религиозного обмана при содействии рациональной науки;
  • создание условий для справедливого устройства общества без религиозного дурмана;
  • истребление государства как земного заместителя небесной власти.

Бакунин видел в государстве младшего брата церкви. Государственная власть берет начало в божественной власти и представляет собой божественную санкцию силы и торжества несправедливости, как говорил ученый. Также он охарактеризовал государство как абсолютное ограничение и отрицание свободы каждого во имя общего блага. То есть, как нахальство силы и главный источник любого социального зла, как искусственное и исторически необходимое образование, покровительствующее экономически привилегированным слоям общества в ходе эксплуатации народных масс. В понимании народа государство будет представлять собой тюрьму, даже если оно называет себя народным и отличается самыми демократическими формами. Там, где берет начало свобода, заканчивается индивидуальная и коллективная свобода. Государство дает людям наиболее вопиющее и циничное, полное отрицание человечности.

У Бакунина не происходило отождествление общества и государства. По его мнению, общество выступает естественным способом существования совокупности людей вне зависимости от всякого договора — оно первично. Инстинкт солидарности — движущая сила развития общества. Инстинкт власти — движущая сила развития государства. В основе функционирования общества лежат естественные законы, а искусственные — в основе государства. Постоянное стремление государства над обществом происходит при помощи своих законов и посредством создания централизации, бюрократии и репрессивных органов.

Также ученый указывал на несостоятельность теологической концепции происхождения государства, он также был против теории общественного договора. Возникновение государства он связывал с насилием и войнами, которые представляли собой необходимость реализации инстинкта власти посредством экономически привилегированных слоев общества. После разделения на управляемых и управляющих, государство базируется на насилии, приказах и преступлениях. История государства представляет собой некий список возмутительных преступлений. Сильное государство всегда имеет как прочное основание военную и бюрократическую централизацию.

Также социолог был против теоретиков этатизма, которые воспринимали государство как высший результат и цель развития общества. Он был негативного мнения о государстве и его роли в вопросе централизованного управления обществом. Бакунин указывал, что славяне никогда самостоятельно не создавали государства, что российское государство появилось как результат татаро-монгольского ига, византийского и немецкого влияний. У каждого правительства есть две цели:

  • сохранение и усиление государства, цивилизации и гражданского порядка;
  • сохранение собственных тесно-правительственных преимуществ и личного состава.

Первая цель скорее относится к общественному благу, а вторая — к честолюбию и некоторым выгодам лиц в правительстве. Тем не менее обе цели стремятся подавить свободу личности и приводят к эксплуатации народных масс. Бакунин не различал функции управления и эксплуатации, так как считал, что они выступают в качестве двух неразделенных сторон такого явления как политика.

Ученый-социолог не был сторонником идеи достижения свободы личности, в том числе в условиях народного государства. По его мнению, народное государство тоже может быть деспотичным управлением народных масс при помощи новой и немногочисленной аристократии действительных либо мнимых ученых. Его опасением было то, что представители народа с властью в своих руках начнут смотреть на рабочих с позиции власти и станут представлять в правительстве не народ, а себя и свои притязания на управление народом.

Михаил Бакунин также критиковал марксистское учение о диктатуре пролетариата и говорил о том, что нет принципиальной разницы между ей и буржуазной государственностью. Государственная власть способна развратить каждого вне зависимости от его классовой принадлежности. Кроме этого, новая революционная власть способна стать еще более деспотичной, в сравнении с предыдущей. Диктатура пролетариата способна превратиться в красную бюрократию и диктатуру пролетарских чиновников или пролетарской партии. В свою очередь, пролетарский вождь станет диктатором-императором. Михаил Александрович вывел свой идеал — безначалие, безгосударственное федеративное устройство общества, которое возможно путем устранения государства.

В отличие от еще одного идеолога анархизма — П. Прудона — Бакунин говорил о безусловной необходимости уничтожения государства, причем не мирным, а революционным способом. Первое время он видел в социальной революции радикальный процесс социально-экономического и духовного преобразования жизни, установления равенства и справедливости для всех людей. Позже возникло противоборство политической и социальной революции. В качестве политической революции Бакунин рассматривал политическую революцию как процесс замены одной формы государственного правления другой. Поэтому все буржуазные революции для него были политическими. Сокрушение всего, что можно назвать государством — это анархическая социальная революция. В этом случае государство должно быть устранено следующим же днем за утверждением социальной революции, в противном случае она может погибнуть.

Основоположник анархизма говорил о объективном характере социальных революций. Они не устраиваются волей личности, могущественных ассоциаций и всегда происходят в силу хода самих вещей. Социальные революции могут быть предвидены или предчувствованы, однако нельзя ускорить их взрыв. Главная движущая сила социальной революции — народная масса. Свершение революции на Западе будет зависеть от фабричного и городского рабочего, а в России и большей части славянских земель — крестьянам. Помимо рабочих и крестьян, в этом действии важную роль будет играть казачество, бродяги, люмпен-пролетарии, разбойники, воры и прочие деклассированые общественные слои. То есть, все, кто выражает недовольство существующим государственным строем.

Бакунин указывал, что основная форма анархической социальной революции должна быть всенародным бунтом — как универсальной силы человеческой эмансипации на пути развития от животного начало к человеческому. Но методы заговора и террора не были отброшены, хотя истинным смыслом социальной революции ученый считал проявление бунтарского инстинкта людей, всплеск воли народа, которые и уничтожат государство. Последнее виделось как главное препятствие на пути человека к свободе и справедливости.

В сравнении с П. Л. Лавровым, который к идеологической подготовке народа к революции, Бакунин считал, что народ уже подготовлен к свершению победоносной революции. По его словам, народ не нуждается в учении бунтарства. Все, что нужно — поднять всех вместе и объединить в один бунт. Взбунтовать народ и подчинить его бунт одному плану — роль передовой интеллигенции и революционно настроенной молодежи. Также Бакунин считал обоснованной нелегальную заговорщицкую организацию революционеров. Она смогла бы как раз объединить села, области согласно одному плану. Такая же связь при возможности могла бы быть налажена между фабричными работниками и крестьянством.

В качестве одной из характеристик анархической социальной революции М. А. Бакунин называл планетарность и интернациональность. Как и марксисты, он указывал, что ни одна национальная революция не добьется успеха, если она не распространится на другие нации. Он предполагал, что социальные революции начнутся сначала в странах, где преобладает крестьянское население: а это славянские и латиноамериканские народы. Поэтому Бакунин полагал, что русская революция превратится в путеводную звезду и во имя всего освобожденного человечества.

Есть два элемента, которые нужны, чтобы началась социальная революция в России: это нищета основной народной массы и народный идеал. В частности, он акцентировал внимание именно на русском народной идеале. Бакунин очертил, что русский народный идеал появляется в самой глубине народной жизни, в нем содержатся положительные и негативные характеристики. Если говорить о положительных характеристиках русского народного идеала, то это:

  • всеобщее убеждение в принадлежности земли народу, который вкладывает в нее свой пот и труд;
  • право использование землею принадлежит не отдельному человеку, а общине, миру, который временно разделяет ее между лицами;
  • квазиабсолютная автономия и общинное самоуправление, что становится причиной враждебного отношения общины к государству.

Патриархальность, поглощение миром лица, вера в царя и бога — все это негативные характеристики, которые отрицательно влияют на русский народный идеал. Сложившийся в народе идеал можно лишь направлять в нужное русло, но он не может быть навязан как идеал, взятый из книжек или кем-то выдуманный. Народный идеал для Бакунина — это ориентир для социальной революции, которая будет производить преобразования в установлении анархического социализма. Для этого нужен будет переходный более-менее длительный период. Также Бакуниным социальная революция воспринималась не как разрушение, а как творческая страсть, основанная на созидании вольной организации рабочих масс снизу вверх. В ней смогут осуществиться положительные черты народного идеала, обеспечится полная свобода и равенство всех людей.

Новое устройство общества, которое предлагали в своих работах европейские социалисты, Бакунин обозначил как государственный социализм — он его не принимал. В своем проекте построения общества анархического социализма он взял за основу идею общественной собственности и общего труда, который для всех является обязательным. В то же время государственность и полная свобода личности отсутствовали. С позиции Бакунина строить новое общество нужно с устранения государства и отмены частной собственности, права наследования. Земля должна была перейти в собственность земледельческих общин, орудие труда и капиталы — в собственность различный рабочих ассоциаций. Как видно, земледельческие общины и рабочие ассоциации превращались в коллективных собственников. Он считал, что установление социального труда должно происходить не посредством истребления людей, а через установления обязательного для всех труда и уравнения в правах мужчин и женщин. В по-новому организованном обществе должно быть только одно основание — интересы, потребности и естественные влечения населения.

Вместо государства с его принципом централизма, один из главных теоретиков анархизма предложил строить новое общество с принципом федерализма в основе. Он говорил о том, что нужно противопоставить этой страшной централизации (военных, бюрократических, деспотических или даже республиканских государств) принцип федерации. Источник федеративного устройства — инстинкт солидарности. В будущем обществе он может стать причиной упрочнения социальных связей посредством сознательной самодисциплины. Смысл принципа федерализма по Бакунину — добровольное объединение снизу вверх общин, ассоциаций, провинций, стран. В таких устройствах власть будет растворенной в коллективе и будет совпадать как всеобщая воля с волей отдельного человека. Человек будет повиноваться тому, что он сам захочет. У каждой земледельческой и фабричной коммуны будут свои исполнительные комитеты. Образованные на их основе федерации будут характеризоваться собственным органом управления.

Принцип федерализма Бакунин также применял и для международных отношений. Его проект построения анархического социализма включал определенные формы интернациональных федераций, среди прочих:

  • федерация славянских народов;
  • соединенные штаты Европы;
  • соединенные штаты мира.

В самих этих федеративных образованиях могли формироваться автономии субъектов. Но было одно условие: такая автономия не должна угрожать свободе прочих субъектов этой федерации. Субъекты федерации имели право добровольного присоединения и свободы выхода. Федерализм в качестве того, что объединяет народы и страны, пропитан великим принципом свободы. Без этого принципа не может быть просвещения, справедливости, процветания и человечности.

Социально-политические взгляды и анархические идеи Бакунина пользовались большой популярностью во второй половине 19 века, причем не только в России, но и в европейских странах. Были такие положения доктрины анархического социализма, которые наследовались теми, кто придерживался анархизма, и критиковались теми, кому был ближе марксизм. В середине 20 века в европейском бунтующем студенчестве появился большой интерес к личности и мировоззрению М. А. Бакунина.

Основные идеи Петра Алексеевича Кропоткина

Еще один теоретик анархизма, ученый, деятель российского и международного революционного движения, Петр Алексеевич Кропоткин придерживался в своих взглядах позитивизма. Его социально-политические взгляды проходили формирование под воздействием декабристских идей, идей русских революционных демократов и народников. Также можно отметить большое влияние на его мировоззрение работ просветителей, современных естествоиспытателей, позитивистов, социалистов и анархистов. Важным моментом также стали наблюдения за жизнью народа в России и за границей, участие в революционном движении, личные контакты с учеными и политическими деятелями.

Теоретические наработки Кропоткина сегодня представляют собой около 2 тысяч трудов. Многие из них все еще не опубликованы на русском языке.

Социологические взгляды ученого можно обнаружить в таких работах как «Анархия и ее место в социалистической революции» 1887 года, «Нравственные начала анархизма» 1891 года, «Хлеб и воля» 1892 года, «Государство и его роль в истории» 1896 года, «Коммунизм и анархия» 1900, «Взаимная помощь как фактор эволюции» 1907 года, «Русская революция и анархизм» 1907 года«, «Современная наука и анархия» 1913 года, «Этика» 1921 года.

Кропоткин считал, что всякая социальная теория, как и программа партии или проект переустройства общества, должна содержать философскую основу. Если говорить об анархизме, то такой основой — методологической и гносеологической — может быть «синтетическая философия». Это связано с тем, что она изучает общие законы относительно всех явлений природы и общества, синтезирует результаты исследований естественных и общественных наук. Синтетическая философия по Кропоткину — это современный ему позитивизм. Он указывал на то, что синтетической философии нужно быть позитивной — отказаться от метафизических и абстрактных умозаключений, ориентироваться на изучение реальной действительности при помощи естественнонаучных методов, а также осуществлять проверку полученных знаний через опыт.

В синтетической философии должны быть 3 составляющие (раздела):

  • естественнонаучный;
  • социологический;
  • этический.

Социология нацелена на изучение физиологии общества — будучи между этикой и естествознанием. Такое изучение берет начало со времен дикарей и заканчивается нашими днями, определяет контуры последующего человеческого прогресса. Кропоткин был солидарен с Бакуниным в том, что социология является молодой и не очень развитой наукой. Поэтому ей характерна прогностическая функция. Также он говорил о большой заслуге О. Конта и Г. Спенсера в отношении определения социологии в качестве самостоятельной позитивной науки, однако негативно высказывался о мысли Конта о связи социологии и религии, а Спенсера критиковал за то, что он абсолютизировал учение о борьбе видов относительно человеческого общества.

Кропоткин выделил в качестве главного метода социологии индуктивный метод, использование которого социологией дает возможность этой науки изучать человека и общество, переходить от рассмотрения цветка к рассмотрению человека (от поселения бобров к городу). Также социолог был противником природных законов — придуманных и не существующих на самом деле. К примеру, закон тотальной борьбы всех со всеми, закон социального неравенства, закон господства и иерархии. Главная задача социолога — изучение законов, существующих на самом деле и применимых на практике.

Среди основных вопросов социологии Кропоткин выделял:

  • поиск общественных форм для лучшего обеспечения в обществе наибольшей суммы счастья и жизненности;
  • поиск формы общества, позволяющие этой сумме счастья расти и развиваться — в качественном и количественном смысле;
  • поиск формулы прогресса и главного фактора прогрессивной эволюции общества.

Также главным социологическим законом Кропоткин видел биосоциальный закон взаимопомощи. Для обоснования этого закона он основывался на идее Дарвина, который говорил о том, что у животных с большим чувством общительности и взаимной симпатии больше шансов в вопросе самосохранения и продолжения вида. Ученый также развивал мысль ученого-зоолога Кесслера, которая касалась важности закона взаимной помощи для прогрессивного развития какого-либо вида животных — действие этого закона распространялось на человеческое общество. Еще Кропоткин не умалял значения для развития животных и людей закона борьбы за существование, но закон взаимопомощи у него стал самым важным в вопросе эволюции и прогресса общества.

Он признавал, что взаимопомощь изначально была характерна животным. Но предположил, что общество до создания человеком, общество можно было увидеть среди животных (форма животного стада). В основе взаимопомощи — инстинкт общительности, заставляющий животных и людей объединяться и сплачиваться с целью выживания и процвветания вида. Именно инстинкт общительности — то, что человек наследует от животных и развивает в чувство солидарности, самопожертвования, общности потребностей, целей и интересов. Именно через такие чувства находит проявление человеческая взаимопомощь в обществе.

Кропоткин называл нравственность наивысшим специфическим проявлением человеческой взаимопомощи. Закрепление же ее происходит при помощи выработки привычек, правил, обычаев и традиций совместного проживания людей. Все это вырабатывается посредством творческих усилий безымянных людей — на протяжении продолжительного отрезка времени и превращается в механизмы социальной регуляции. Есть отдельные герои или личности, которые пытаются присвоить себе созданное творчеством народных масс. Но Кропоткин, не уменьшая роль личности в истории, все же в качестве основной движущей силы общественного развития видит в народе или толпе (в сравнение с Н. К. Михайловском, к примеру).

Эволюцию общества теоретик анархизма связывал с действием закона взаимопомощи. Он видел ее как некоторое чередование циклов цивилизаций: в их пределах осуществляется последовательная смена основных форм человеческой взаимопомощи. Кропоткин указывал на прямую пропорциональность прогресса общества и уровня организованности людей на началах взаимной помощи.

Есть 2 направления прогресса общества по Кропоткину:

  1. Рост солидарности в сменяющихся друг за другом формах взаимопомощи и циклах эволюции.
  2. Усиление роли нравственности в каждой форме взаимопомощи и в каждом цивилизационном цикле.

В тупиковых фазах цивилизации можно говорить о возможности регресса, как и при появлении противоречий в развитии форм взаимопомощи.

Ученый обращался к историческим фактам, связанным со странами Азии, Африки, Средиземноморья, а также Центральной Европы. На этом материале он обосновывает, что разные народы в разное время отличаются примерно одинаковые циклы общественного развития. В каждом случае начало развития происходило от первобытного племени, а позже переходило в сельскую общину. Далее шел период вольных городов, за которым — период государства (в это время все замирало). Приблизившись к тупиковой фазе развития в одной части света, общество начинало новый цикл развития в другой части. По мнению Кропоткина, исторически последний цикл общественной эволюции сейчас можно наблюдать в Европе и России. Пройдя фазу государственности (с 16 по 18 века), они стали ближе к черте гибели собственной цивилизации. Во избежание катастрофы можно исправить социальную эволюцию: путем уничтожения государства как главного тормоза общественного прогресса и перестроения общества на свободном противогосударственном фундаменте, а также принципах анархического коммунизма.

Государство — главное препятствие эволюции и общественного прогресса. Чтобы это доказать, Кропоткин рассматривает проблемы происхождения и сути государства. В соответствии с его концепцией эволюции общества, государство возникает на финишной стадии развития цикла цивилизации. У разных народов оно появляется в разные исторические эпохи: в древнейшую, рабовладельческую, средневековую.

Начальная стадия цивилизации по мнению теоретика анархизма характеризуется тем, что не существует никакой другой власти кроме власти общественного мнения. По мере развития форм взаимопомощи появляется суд и законодательство — в роли ведущих механизмов регулирования общественной жизни. Они превращаются в факторы установления государства — даже большие, чем военные и экономические. Среди прочих факторов появления государственности можно назвать следующие:

  • образование земельной собственности, попытка сохранить ее в руках одного класса, что сделало бы господствующим;
  • возникновение специальных групп (жрецов, воинов, судей), которые стремились к обеспечению себя властью над народом и эксплуатации бедности;
  • войны, без которых было бы невозможно образование государства.

Стоит сказать, что процесс формирования государства был продолжительным и выглядел как постепенная централизация всей власти над обществом.

Идя по следам Бакунина, Кропоткин объяснял образование государства процессом отрицания взаимопомощи и разрушения людской солидарности. Кроме того, одна из задач государства, по его мнению, заключалась в уничтожении существующих форм взаимопомощи и стремлении превратиться в единственное объединяющее начало в обществе — взяв в свои руки все механизмы социального регулирования. По мнению Кропоткина, государство является противоестественной консервативной силой, несущей людям зло и страдания. Оно является причиной классового деления общества и отсутствия у личности свободы. Государство также приводит к социальной несправедливости и нравственной деградации людей, мешает общественному прогрессу.

Он говорил о государстве как о сосредоточении управления местной жизни в одном центре, а также как о сосредоточении многих отправлений общественной жизни в руках некоторых. Ученый акцентировал внимание на эксплуататорской сущности государства. Суть государства — в поддержании права господствующего класса использовать труд рабочих масс, расширить эти права и создать новые, которые бы привели к новому закрепощению обездоленных законодательством граждан. Историческую миссию государства он видел в поддержке эксплуатации и порабощения человека человеком. Если церковь пытается удержать народ в духовном рабстве, то государство пытается держит народ в полуголодном состоянии и экономическом рабстве вне зависимости от лозунгов государства.

По мнению Кропоткина, исторические условия определяют формы государства. Несмотря на то, что он предпочитал демократическую федеративную республику как форму государственности, он говорил о том, что любая форма поддерживает привилегии правящего класса и призвана грабить народ. Так же, как и Бакунин, Кропоткин критиковал буржуазное государство и марксистское учение о диктатуре пролетариата. Самой опасной мечтой он видел мечту о рабочем государстве с управляющим им собранием. Приводя в пример становление государственности в Советской России, он говорил о том, что в России сейчас правят не Советы, а партийные комитеты. Пока в стране присутствует диктатура партии, Советы рабочих и крестьянских депутатов не будут ничего решать — им будет отведена пассивная роль.

Основная проблема доктрины анархизма — вопрос безгосударственного устройства общества. Кропоткин говорил о том, что в природе нет власти и государства, поэтому не должно этого быть и в обществе. Альтернатива государства — неполитическая организация общества, которая могла бы быть основана на базе взаимопомощи и солидарности. Он предполагал, что в современном обществе есть общественные союзы, организации, кооперативы, которые готовят фундамент для перехода к безгосударственному общественному устройству. Цель этого — ликвидация государственного аппарата и замена принципа организационной структуры общества. На смену принципа централизма Кропоткин предлагал взять принцип федерализма. Такой пример уже был в истории: возникновение федерации родов и конфедерации вольных городов. Пирамидальная социальная структура, которая управляется сверху, должна смениться мирским порядком, для которого характерно децентрализованное общественное самоуправление снизу вверх.

Кропоткин, как и Бакунин, придерживался мысли о том, что при помощи социальной революции можно перейти к безгосударственному устройству общества. Но в отличие от учителя, Кропоткин делал допущение в виде возможности постепенного перехода от государственного федерализма к федерализму безгосударственному. Как противоположность марксизма с их отмиранием государства как конечным пунктом построения коммунистического общества, коммунистический строй должен брать начало в ликвидации государства.

Общий закон общественного развития по Кропоткину — это последовательная смена эволюции революцией. Революция представляет собой переход коренных преобразований во всем укладе жизни людей. Эволюция — это период, связанный с постепенными преобразованиями посредством реформ отдельных сторон общественной жизни. С помощью эволюции приобретают условия для революции, определяющей направления последующей эволюции. Революции нельзя избежать, поскольку благодаря реформам нельзя коренным образом перестроить общество.

Социальная революция по Кропоткину — движение по перестройке общества на коммунистических началах. Он сравнивал социальную революцию с социалистической революцией. Основными задачами социальной революции он видел:

  • передачу богатства из частных рук в руки общества или отдельных общин;
  • обеспечение народа продовольствием;
  • переход от государственного общества к федерации добровольных объединений, равных и свободных людей.

Можно проанализировать Великую французскую революцию 1789-1794 годов и показать общие закономерности и особенности социальной революции — что и сделал Кропоткин. Тут же видны созданные этой революцией новые формы общественного самоуправления, а также причины, которые привели к «смерти революционного духа» — централизация власти, формирование государственных органов. Ученый верил, что все революции берут начало в народе, поэтому, по его мнению, основная движущая сила социальной революции была в народной массе. Если говорить про Европу, то это рабочие, а в России — крестьяне. Поэтому народ с анархическим инстинктом от природы всегда готов к восстанию. Тем не менее, этот народ не всегда четко видит цели и задачи социальной революции. Это связано с тем, что на его сознание повлияла государственная пропаганда и церковь. Появляется необходимость в партии — объединении единомышленников, инициативных людей вне зависимости от их классовой принадлежности, которые готовы сражаться за освобождение народа, его просвещение и ведение за собой.

Важной Кропоткин считал личность революционера: он не ждет созревания условий для революции, а сам их создает и увлекает своим примером массы. Он придерживался мысли, что террор или насильственные акты куда важнее для революционной активности, чем многолетняя пропаганда и большое количество революционных брошюр. В то же время Кропоткин не связывал начало революции с нищетой и отчаянием масс, только бунтующих народ. Начало социальной революции должно брать начало в надежде народа на победу и улучшение жизни.

Задачу социалистической революции марксисты видели в сломе старой государственной машины и замене ее на новую. При этом теоретик государственности говорил о том, что полностью ликвидировать любую государственность. Поэтому вполне понятно его негативное отношение к большевистскому перевороту 1917 года. В нем ученый видел восстановление авторитарного государства в определенно новом виде. Особенностью его подхода к социальной революции можно назвать обращение к нравственному аспекту. По его мнению, социальная революции должна происходить с наименьшим количеством жертв и без увеличения взаимной ненависти. К примеру, в письмах к Ленину он указывал на то, что тот развязывает красный террор, что непростительно для созидания будущего общества на базе коммунизма.

Идеал нового общества Кропоткин объяснял как этический. Имеющего в природе нравственного потенциала вполне хватает для создания безгосударственного коммунизма или справедливого общества свободных и равных людей. Что касается этических принципов анархизма, то, в противоположность буржуазным моральным принципам вроде индивидуализма, эгоизма и конкуренции, Кропоткин опирался на коллективизм, солидарность и справедливость. Между людьми будущего должно господствовать золотое правило нравственности: нужно поступать с человеком так, как ты хочешь, чтобы он поступал с тобой. При избытке сил, любви, разума, энергии нужно делиться ими с другими, в этом можно найти личное счастье.

При разработке программы построения анархического коммунизма он базировался на нравственный идеал будущего общества и вступал в полемику с проектом индивидуалистического анархического социализма Бакунина, а также с Марксом и Энгельсом («Манифест Коммунистической партии). По Кропоткину, исходный пункт появления коммунистического общества — социальная революция. Поэтому он не видел нужды в переходном периоде.

Социалистическая революция призвана, согласно Кропоткину, решить такие задачи как:

  • образование общественной собственности;
  • организация общественного производства;
  • распределение в соответствии с потребностями;
  • достижение свободы личности;
  • реорганизация общественного устройства и управления.

Основной пункт программы анархического коммунизма — установление экономических отношений, которые базируются на принципах общественной собственности. С этой целью нужно было экспортировать и сделать общественной собственностью материальные и духовные богатства, частную и личную собственность, с помощью которых можно было бы присваивать чужой труд. Кропоткин говорил об отсутствии необходимости в наемном труде, разделении его на труд интеллигентный и физический. У каждого должен быть выбор и возможность поменять трудовую деятельность. Общественно-полезной работой нужно заниматься примерно 4-5 часов в день, а остальное время можно тратить на то, что нравится — в рамках научного, технического и художественного творчества (согласно способностям).

У Кропоткина были сомнения относительно того, что взявшая начало индустриализация производства станет причиной усиления разделения труда. В своей программе он опирался на развитие мелкого и среднего производства. Назначение каждого района — стать самостоятельным производителем и потребителем не только мануфактурных товаров, но и продуктов земледелия. Главной целью общественного производства он видел не прибыль, а удовлетворенность насущными потребностями человека.

Кропоткин представлял коммунизм как общественное устройство, законно и полно обеспечивающее удовлетворение людских потребностей. Поэтому основным правом будет не право на труд, а право на «довольствие». Он доказывал несовершенство принципа распределения труда — основным принципом коммунистического распределения он хотел сделать принцип «каждому по потребностям». Механизм действия этого принципа он вывел как получение каждым в нужном количестве того, чего есть в достатке, и в ограниченном количестве — необходимого подсчитать и поделить. В первой части удовлетворение потребностей полное, а во второй — частичное, до появления изобилия. Также, кроме распределения по потребностям, имел место непосредственный обмен городских товаров на сельскохозяйственные продукты.

Свободу личности Кропоткин объяснял как исключение страха человека перед общественным порицанием или наказанием. Свобода личности для него не была достижением абсолютной свободы в духе анархического индивидуализма или осознанной необходимостью подчинения личного интереса общественному в русле марксизма. Благодаря коммунизму можно действовать без введения в обсуждение собственных поступков и боязни общественного наказания. В коммунистическом обществе должны быть условия, чтобы человек мог свободно реализовать свои потребности и способности, интересы и инициативы, наладить связи с другими людьми и беспрепятственно выбирать сферу деятельности и принадлежности к социальной общности.

Также можно сказать, что в программе Кропоткина анархический коммунизм — это федеративный и всепланетный союз производительных общин или коммун, которые объединены на базе свободного соглашения. Построение отношений между людьми здесь происходит на основании закона взаимопомощи и солидарности, они регулируются привычками и обычаями, признанными каждыми. Совершенствование общественных отношений в случае анархического коммунизма характеризуется опосредованностью развития нравственного идеала (все более разумного, все более возвышенного). Кропоткин говорил, отрицая управление в коммунистическом строе любыми государственными органами, что такое управление должно касаться каждого. При построении коммунизма народные массы должны рассчитывать только на собственные силы и инициативу, свой организаторский гений и способность прокладывать новые пути.

Анархическая доктрина Кропоткина — это связующий элемент между классическим анархизмом 19 века и современным анархизмом 20 века. Несмотря на то, что его анархические идеи не были влиятельными в русле революционного движения в России, его работы переведены на другие языки и стали известными в западноевропейских странах, Латинской Америке, Китае и Индии. Советское правительство отметило заслуги Кропоткина П. А. в научной и революционной области. Непосредственно Ленин положительно высказывался о работах Кропоткина и давал рекомендации к издательству его трудов.

Навигация по статьям

Выполненные работы по социологии
  • Социология

    Нужно законспектировать книгу

    • Вид работы:

      Конспект

    • Выполнена:

      25 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      1 900 руб

    Заказать такую же работу
  • Социология

    Тема система долговременного ухода в социальном обслуживании лиц пожилого возраста и инвалидов презантация

    • Вид работы:

      Курсовая

    • Выполнена:

      21 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      3 800 руб

    Заказать такую же работу
  • Социология

    МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

    • Вид работы:

      Дистанционный экзамен, онлайн-тест

    • Выполнена:

      19 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      2 700 руб

    Заказать такую же работу
  • Социология

    Паремии европейского севера России

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      19 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      1 900 руб

    Заказать такую же работу
  • Социология

    Развитие социалистических организаций и политических партий в современной России причины и возможные последствия

    • Вид работы:

      Научная статья

    • Выполнена:

      17 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      2 100 руб

    Заказать такую же работу
  • Социология

    Тема влияние светового загрязнения на сон человека

    • Вид работы:

      Школьный проект

    • Выполнена:

      11 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      1 900 руб

    Заказать такую же работу