Интегральная социология Сорокина.
Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость

Интегральная социология Питирима Сорокина. Социальная стратификация и социальная мобильность.Типы общностей и культурные системы.

    Питирим Сорокин (1889-1968) – выдающий социолог XX века, живший в России и США. На взгляды Сорокина большое влияние оказали труды социологов  Г. Спенсера, О. Конта, Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Маркса, Г. Тарда, Н. К. Михайловского, Л. И. Петражицкого, М. М. Ковалевского и других.Сам Сорокин считал себя учеником М. М. Ковалевского, в последние годы его жизни Сорокин был его личным секретарем.

    Питирим Сорокин является автором 40 книг, которые много раз переиздавались в Европе и Америке. Также его труду принадлежит большое количество статей и очерков. Работы Сорокина были переведены на 48 языков мира.
    Знаменитыми работами русского периода жизни Сорокина были "Главнейшие теории прогресса в современной социологии" (1911), "Границы и предмет социологии" (1913), "Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали" (1914), "Проблема социального равенства" (1917), "Национальность, национальный вопрос и социальное равенство" (1917), "Социальная аналитика и социальная механика: краткое содержание цикла лекций" (1919), "Общедоступный учебник по социологии" (1920), двухтомная "Система социологии" (1920) и другие.
    Величайшими трудами американского периода были работы "Социальная мобильность" (1927), "Современные социологические теории" (1928),"Социальная и культурная динамика. Исследование смены основных систем искусства, знания, этики, права и социальных отношений" (1937-1941), "Общество, культура и личность" (1947), "Американская сексуальная революция" (1956) и другие.

    Общество как надорганическая система

    Всю существующую реальность Сорокин разделил на три мира:

    • неорганический;
    • органический;
    • надорганический.

    В надорганическом мире, по мнению Сорокина, сознание и мышление находятся в своей "развитой форме".Общество – это надорганическая система, которая представляет собой "совокупность совместно живущих людей, которые влияют друг на друга или взаимодействуют друг с другом". 

    Главная задача социолога – изучать статистические и динамические стороны взаимодействия людей, а также явления, которые вытекают из этого процесса. Основой теории социокультурной динамики Сорокина являются аксиологические (ценностные) социальные взаимодействия людей.

    Сорокин считал, что социология достаточно близка к естественным наукам по своей объективности, и он определил ее как "социальную химию", в отличие от О. Конта, который называл  социологию -  "социальной физикой", и Г. Спенсера, который предложил считать социологию - "социальной биологией".

    Объективизм, опора на факты при изучении социальных явлений и процессов, по мнению Сорокина, должны стать постоянными составляющими социологического метода.
    Сорокин стал одним из первых американских социологов, который стал использовать количественные методы обработки эмпирических данных.

    Направления интегральной социологии

    Сорокин пытался создать интегральную социологию, определить ее предмет и границы.  От социолога О. Конта Сорокин взял идею законов функционирования и динамики, а от Г. Зиммеля - идею о социологии как самостоятельной дисциплины, изучающей родовые свойства явлений социального взаимодействия. Так он создал интегральную социологию,  в которой общество является процессом и результатом социального взаимодействия.

    "Интегрализм" социологии, по мнению Сорокина, проявляется в следующих аспектах:

    • интегральная социология генерализирует знание о социокультурных явлениях и процессах, имеет свою методологию и отражает в своем содержании открытия других социальных наук;
    • интегральная социология изучает все сферы социокультурного пространства, исследуя их отдельные элементы;
    • интегральная социология учитывает множество факторов при объяснении социальной реальности;
    • интегральная социология исследует статику и динамику общественной жизни.

    Интегральная социология Питирима Сорокина имеет следующие ведущие направления работы:

    • "космосоциологическое" направление, объясняющее социальные явления и процессы географическими факторами;
    • "биосоциологическое" направление, рассматривающее общество как биологический организм;
    • "социомеханическое" направление, в котором общество рассматривается как механический агрегат, основами функционирования которого считаются механические законы;
    • "социопсихологическое" направление, которое обусловливает социальные процессы и явления состояниями человеческой психики;
    • "социокультурное" направление, которое рассматривает развитие и функционирование общества в виде процесса "цикличности" или "круговорота" различных культуры.

    Сорокин отдавал предпочтение социокультурному направлению, т.к. оно "дает нам действительную социологию в точном значении понятия".

    Интегральная социология делилась Сорокиным на две части:

    • теоретическая (общая) социология;
    • практическая (прикладная). 

    Теоретическая социология включала в себя следующие разделы:

    • социальная аналитика (рассматривает простейшие социальные явления и сложные социальные единства);
    • социальная механика (изучает социальные силы и процессы как факторы социального взаимодействия);
    • социальная генетика (анализирует эволюцию общественной жизни). 

    Прикладная социология, по мнению Сорокина, должна изучать социальные проблемы (например, проблемы города, деревни) и предлагать «рациональные реформы» общественной жизни.

    Социальное взаимодействие

    Сорокин трактовал социологию как науку о поведении людей, находящихся в социальном взаимодействии.
    Социальное взаимодействие, по Сорокину, представляет собой социальную связь между индивидами и социальными группами, которая имеет  психическую природу.

    Социальное взаимодействие имеет следующие компоненты:

    • субъекты взаимодействия (индивиды, социальные группы);
    • объективированные ценности (предметы материальной культуры);
    • ценностные значения и нормы (образцы поведения индивидуального или группового сознания);
    •  "проводники" взаимодействия: язык, письменность, орудия труда, деньги, произведения искусства и т.д.

    Сорокин классифицировал социальные взаимодействия по следующим основаниям:

    1. По субъекту взаимодействия:

    • между двумя индивидами;
    •  между индивидом и социальной группой;
    •  между социальными группами.

    2. По характеру взаимодействия:

    • односторонние и двусторонние;
    • индивидуальные и массовые;
    • организованные и спонтанные;
    • простые и сложные;
    • стандартные и шаблонные;
    • мгновенные и продолжительные; 
    • слабые и интенсивные;
    • солидаристические и антагонистические;
    • идейные и волевые. 

    3.В зависимости от природы проводника:

    • механические, тепловые;
    • звуковые,светозвуковые. 

    Сорокин считал, что социальные взаимодействия позволяют объяснять социальные отношения, социальные явления и процессы. В основе социального взаимодействия находятся социальные акты. Социальные акты определяются базовыми инстинктами людей (сексуальными, пищеварительными, инстинктом собственника, инстинктом самосохранения, инстинктом самовыражения).

    Сорокин разделил социальные акты на:

    • "должные – дозволенные" ( в обществе на них реагируют эмоционально нейтрально);
    • "должные – рекомендуемые" (в обществе на них реагируют эмоционально положительно и требуют за них «награды»);
    • "запрещенные" ( преступления, реакция общества – эмоционально отрицательная, за них требуют «наказание»).

    Сорокин изучал различные поступки и поведение людей и пришел к выводу, что одни и те же поступки в обществах в различные исторические эпохи оценивались по-разному и требовали различных санкций, иногда прямо противоположных. Общественным санкциям Сорокин отводил одну из главных ролей в социализации личности, установления и поддержания внутригрупповой солидарности и социальной борьбы.

    Сорокин полагал, что понять причины возникновения социального целого можно только при непосредственном учете факторов, которые объединяют людей в целое общество. Наиболее важными механизмами социальной интеграции являются следующие факторы:

    • биолого-физиологическая социализация (импульсы, инстинкты, потребности и стимулы). Эта социализация заставляет людей вступать во взаимодействие;
    •  космическо-географическая социализация индивидов (климат, территория), которая является определяющей в отношении человеческого взаимодействия в  обществе;
    •  психологическая социализация  (подражание, внушение, эмоционально-интеллектуальные контакты).

    По мнению Сорокина данные факторы в своей совокупности представляют собой объединяющую силу всех общественных явлений. Но в некоторых случаях приводят к распаду коллективов. Основой социальной интеграции является единство вокруг норм,  группового разума,  ценностей,  национального духа,  целей,  сознания рода и др. 

    Типы общностей

    Сорокин различал три типа социальных общностей в социальной структуре общества:

    • Первый тип - "элементарные" группы. Они образуются в межиндивидуальных взаимодействиях, которые основаны на биологических и психологических импульсах. Такие группы выделяются по общему признаку ( пола, возраста, дохода и т.д.)
    • Второй тип - комбинации элементарных групп. Это  взаимодействия, которые  обусловлены географическими, биолого-физиологическими и социально-психологическими факторами социализации.
    • Третий тип - "кумулятивные" группы. Взаимодействие в этих группах определено совокупностью нескольких социальных признаков.

    По мнению Сорокина, общество – комплекс, состоящий из элементарных и кумулятивных групп. Человек оказывается членом сразу нескольких групп.

    Социолог разделил элементарные и кумулятивные группы на:

    • закрытые (пол, раса, нация);
    • открытые (партия, научные, религиозные и т.д.);
    • полузакрытыми (класс, сословие).

    Кумулятивные группы способны создать элиту, которая будет заниматься управлением общественной жизни. Социальная история, по Сорокину, представляет собой господство элиты над массами, которое носит фатальный характер. Именно поэтому, по мнению социолога, невозможно объяснить историческую действительность  через борьбу классов за власть.
    На примере пролетариата П. Сорокин указал, что класс представляет собой "кумулятивную" группу, которая объединяет в себе профессиональную, экономическую и правовую элементарные группы.

    Сорокин выделил четыре основных класса:

    • крестьяне;
    • пролетариат;
    • землевладельцы;
    • капиталисты.

    Классы он объединил в две кумулятивные группы:

    1. класс привилегированных + богатых + носителей интеллектуального труда;
    2. класс обделенных + бедных + носителей физического труда.

    Социальная мобильность и социальная стратификация

    Социальная мобильность, по Сорокину, представляет собой социальную перегруппировку элементарных и кумулятивных групп в обществе. Другими словами, социальная мобильность – это перемещение индивидов, групп и ценностей.

    Сорокин выделял следующие виды социальной мобильности:

    • горизонтальная (переход индивида из одной социальной группы или сферы жизни в другую, при этом сохраняется его социальный статус, но происходит смена социальной роли);
    • вертикальная (перемещение индивида из одного социального слоя в другой с изменением и социального статуса, и социальной роли. Бывает двух видов: восходящая и нисходящая). 

    Социальную мобильность регулируют  социальные "ситы" ("фильтры") и социальные "лифты" ("каналы социальной циркуляции"). Так,  с помощью социальных фильтров  проводится  отбор и распределения по социальным слоям в зависимости от возможностей и способностей индивидов. Социальные лифты помогают ускорить процессы вертикальной социальной мобильности.

    Социальная стратификация, по Сорокину, определялась как  дифференциация совокупности людей (населения) в иерархическом ранге, которая выражалась  в неравномерном распределении среди членов общества прав и привилегий, ответственности и обязанности, власти и влияния.

    П. Сорокин утверждал, что нет нестратифицированных обществ, потому что коллективная жизнь требовала наличие социальной стратификации, т.к. положение людей в обществе не равно и люди имеют свои биопсихические различия.

    Сорокин предложил свою классификацию социальных групп: 

    Социальные революции и реформы

    Под социальной революцией Сорокиным понимается быстрое развитие общества, которое основывается на процессе насилия одного класса над другим.  

    Он проанализировал социологический феномен революции, изучив 70 революций, в том числе  Февральскую и Октябрьскую революции (1917 г.) в России. Социолог считал революцию худшим способом изменения жизни. Революция несет разрушения, способствует дезинтеграции общества, культивирует вражду и агрессию, идеалы революции иллюзорны. Сорокин сформулировал закон "социального иллюзионизма", который свойственен социальной революции (Пример: В революциях 1917 года в России выдвинутый лозунг "ликвидировать социальное неравенство" не осуществили, обещание всем хлеба обернулось голодом и вымиранием населения).

    Революция, по Сорокину, имеет две стадии: революционную и контрреволюционную.

    Социальные реформы - более приемлемый способ изменений общественной жизни, по мнению Сорокина. Социальные реформы – это мирные способы осуществления  изменений социальной жизни, имеющие созидательную направленность. Социолог утверждает, что только социальные реформы могут привести к прогрессу, революции же, наоборот, несут в себе разрушающий характер.

    Культурные системы

    П. Сорокин считал, что социальная эволюция - это процесс цикличного чередования "доминантных" типов культурных сверхсистем. 
    Культура обозначалась социологом как «созданное или модифицированное  в результате взаимодействий людей». 

    Социолог противопоставлял культуру природе, считая, что все природные явления социально значимы только при наличии у них культурных качеств. Главным культурным качеством являются ценности, среди которых универсальными являются истина, красота, добро и польза (по Платону).

    Сорокин выделял три типа доминантных культурных сверхсистем:

    1. Чувственная культурная сверхсистема. В основе формирования культурных качеств лежит чувственное познание, господствуют "истины чувств" и материальные потребности, атеизм, прагматизм и гедонизм.
    2. Идеациональная (рациональная) культурная сверхсистема. В основе лежит - рациональное познание, господствуют разум и Бог, духовность, аскетизм и альтруизм.
    3. Идеалистическая (интегральная) культурная сверхсистема - синтез двух предыдущих систем.

    В каждый  исторический период какая-то сверхсистема занимает лидирующее положение:

    Исторические периоды  Тип культурной сверхсистемы
    до VIII в. до н.э.   Чувственная
    с VIII в. до н.э. по IV в. до н.э.   Рациональная
    с IV в. до н.э. по III в. до н.э.  Интегральная
    со II в. до н.э. по V в. н.э.   Чувственная
    с VI в. по XII в. Рациональная
    с XIII в. по ХIVв.  Интегральная
    с XV в. по XX в.   Чувственная

    К чувственному типу Сорокин относил современную Западную культуру, которая находилась в состоянии кризиса.

    Таким образом, суть интегральной социологии Сорокина заключается в следующем:

    1. Социология должна иметь структуру, равно как и естественные науки. В научной среде нельзя противопоставлять «науки о культуре» и «науки о природе». Несмотря на то, что науки имеют различные объекты изучения, их методы изучения ничем не отличаются.
    2. Социологии необходимо изучать окружающий мир таким, какой он  есть на самом деле. Всякие попытки субъективного вмешательства в науку (нормативизм) с позиций нравственных и других норм должны быть исключены из социологии. В соответствии с этим истину необходимо отделять от категорий справедливости, добра,моральных норм и принципов.
    3. Социологии необходимо являться "объективной дисциплиной", т.е. вести изучение реальных взаимодействий людей, доступных объективному измерению и изучению.
    4.  Необходимо ограничение и последующее исключение любых процессов «философствования» из социологии, любых различных умозрительных построений, которые не доказываются наукой. Социологии необходимо провести разрыв с философствованием, что означает разрыв с идеями монизма - сведение любых явлений к одному конкретному началу. Ведь именно монизм в социологии является попыткой решения бесконечного количества сложных задач общественных явлений с использованием методов уравнений с одним неизвестным. Сорокин вместо монизма провозглашает последовательный социологический плюрализм.
    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
    Средняя оценка статьи
    5,0 из 5 (15 голосов)