Рассмотрение основ психологической концепции К. Г. Юнга

Рассмотрение основ психологической концепции К. Г. Юнга

    Карл Густав Юнг – психиатр, педагог из Швейцарии, основоположник аналитической психологии. Одна из концепций Юнга о личности гласит, что душа человека сформирована из 3 составляющих:

    • сознания, т.е. Эго;
    • личного бессознательного;
    • коллективного бессознательного.

    Понятия трех составляющих

    Определение 1

    Сознание, или Эго – это личностная психологическая структура, в состав которой входят: мысли, чувства, воспоминания, ощущения, которые помогают человеку осознать себя и регулировать сознательную работу.

    Определение 2

    Личное индивидуальное бессознательное – это группа инстинктов, которые определяет выживание, «бессознательные комплексы», эмоциональные мысли и чувства, вытесненные из сознания.

    Теория Юнга говорит о том, что информация, первоначально обладающая малой интенсивностью, из внешнего мира поступает в бессознательное. Это делает информацию недоступной для сознания человека. Данное суждение подтверждено современными исследователями, так как информация из внешнего мира в объеме миллиарда бит/сек непрерывно поступает в сознание человека, из этого потока субъект можно осознать только 16 бит/сек. Отсюда можно сделать вывод:

    • бессознательное насыщено информацией больше, чем сознательное;
    • бессознательное теснее связано с миром, природой, чем сознательное.

    После изучения личностного бессознательного Юнг открыл третье понятие – коллективное бессознательное. Оно свойственно всему человечеству и образует единое основание душевной жизни, несмотря на то, что субъект изначально сверхличный.

    Определение 3

    Коллективное бессознательное – это глубинный уровень психики, база личности. В нем отражен весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в форме архетипов. Иными словами это «общая душа, не имеющая временных пределов».

    Сущность архетипов

    Определение 4

    Архетип (от греч. «первообраз») – в контексте теории об аналитической психологии считается элементом, который входит в структуру коллективного бессознательного.

    Архетипы можно рассматривать с двух сторон:

    • поведение определенного типа;
    • коллективные идеи, теории в определенную эпоху.

    Их можно наблюдать в мифах, сказках, искусстве. Архетипы соединяют материю с психикой. Юнг дал им название «психодиоды», психиатр считал, что они как-то влияют на физический мир. В теории Юнга мы встретим следующие архетипы:

    1. «Мать»;
    2. «Отец»;
    3. «Персона»;
    4. «Анима»;
    5. «Анимус»;
    6. «Тень»;
    7. «Самость».

    Рассмотрим каждый из них.

    Виды архетипов

    1. Данный архетип является обобщенным образом всех матерей прошлого. Он предопределяет отношение в течение всей личностной и сознательной жизни человека к:
    • матери;
    • женщине;
    • обществу;
    • чувству.
    1. Этот архетип тоже является обобщенным образом, как и предыдущий. Юнг считал, что «Отец» предопределяет отношение человека к:
    • мужчине;
    • закону;
    • государству;
    • разуму.
    1. «Анима» по теории Юнга считается собирательным чувственным бессознательным образом женщины. Этот архетип присущ мужскому населению. Мужчины способны детально описать образ «Анима» и найти его среди большого количества женщин. Архетип обуславливает:
    • сексуальные предпочтения;
    • внутреннюю «психологическую» женщину.

    «Анима» проявляет женоподобные качества.

    1. «Анимус» обозначает собирательным чувственный образ желанного мужчины. Архетип обуславливает:
    • сексуальные предпочтения;
    • внутреннего «психологического» мужчину.

    Бессознательный образ помогает женскому полу проявлять:

    • стойкость;
    • качества спорщика с аналогичными аргументами;
    • непринятие чьей-либо правоты.

    В спорах женщина считает, что она права, за ней должно остаться последнее слово.

    1. Данный архетип с латинского означает «маска». Присущ публичным людям, которые жаждут производить впечатление на других, но одновременно не показывают свою настоящую сущность. Этот архетип нужен для повседневной жизни.
    2. Юнг считал, что архетип «Тень» показывает животную сторону человека, т.е. его аморальные:
    • сексуальные импульсы;
    • агрессивные импульсы;
    • мысли;
    • страсть.

    Одновременно данный архетип дает личности:

    • жизненные силы;
    • спонтанность;
    • творческое начало.

    Юнг полагал, что Эго направляет в правильное направление энергию архетипа «Тень». Т.е. человек в конечном итоге должен прийти:

    • к гармонии с другими;
    • к наслаждению жизни.
    1. В теории Юнга «Самость» считается важнейшим архетипом, т.к. представляет сердцевину личности, где объединены все элементы. Он (архетип) отвечает за целостность личности и формирует уникальность жизни человека.

    Природа «синхронности»

    Помимо архетипов стоит рассмотреть такое явление как «синхронность». Юнг ввел понятие «аказуальный связующий принцип синхронности», функция которого заключается в том, чтобы осмыслить совпадающие, но разделенные временем и пространством события, например, субъект подумал о каком-то человеке, с которым давно не виделся, и вдруг неожиданно встречает его.

    Юнг объяснял, что «синхронность» является бессознательной связью личности с другими.

    Примечание 1

    Идеи Юнга о коллективном бессознательном были подтверждены современными исследователями трансперсональной психологией.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
    Средняя оценка статьи
    4,3 из 5 (16 голосов)