Социология Огюста Конта

Огюст Конт- основоположник социологии. Место социологии в системе позитивных наук

    Огюст Конт  (1798-1857)  - французский философ, родоначальник позитивизма, он первым дал название науке об обществе, определил специфику предмета и метода социологии. Именно О. Конта считают родоначальником науки социологии как самостоятельной отрасли знания.

    Влияние работы с философом  А. де Сен-Симоном (с 1817 по 1824 годы) повлияло на идею создания Контом особой науки об обществе, которая опиралась бы на объективные наблюдения. Сен-Симоном предложил назвать такую науку "социальная физиология", а Конт дал ей название "социальная физика". Однако в четвертом томе "Курса позитивной философии" (1839 г.) Конт употребил новый термин вместо "социальной физики" - "социология".

    Термин "социология" О. Конт образовал с помощью соединения латинского слова "социум" (общий, общинный, общественный) с греческим словом "логос" (слово, понятие, учение). В дальнейшем термином "социология" стали обозначать науку об обществе.

    Место социологии в системе позитивных наук

    Конт дал несколько определений термину позитивный:

    • реальный в противовес химерическому;
    • полезный в противовес негодному;
    • достоверный в противовес сомнительному;
    • точный в противовес смутному;
    • организующий в противовес разрушительному.

    Именно в системе позитивных наук Конт отвел место социологии. Конт выстроил науки в соответствии с принципами: восхождения от абстрактного к конкретному и от простого к сложному в содержании предмета науки.  

    Таким образом, система наук представляла собой пирамиду,  на вершине которой располагалась социология. Основания пирамиды составляла математика как самая абстрактная наука, затем следовали - астрономия, физика, химия, биология.

    В предложенной Контом иерархии обозначается положение, что развитие конкретных наук неосуществимо без предшествующего исследования положений, установленных более абстрактными науками. Социология же появляется в арсенале человеческого познания, когда прочие его сферы уже достаточно развиты.

    Создание полной системы наук было необходимо Огюсту Конту для изложения «позитивной философии», изолирования ее от метафизики и религии. Социология завершала приход позитивной стадии развития человеческого знания.

    Огюст Конт относился негативно ко всему отрицательному, разрушительному. Автор противопоставлял духу отрицания в теории и в действительности, принесенному Революцией,  - созидательный, положительный дух. Поэтому категория «позитивного» становится наиболее общей и центральной в его мировоззрении. 

    Конт считал, что социология должна изучать общество, исходя из объективных законов, как это делают естественные науки. Социология, по Конту, является конкретной и сложной по содержанию наукой, которая  опирается в своем познании действительности на предыдущие отрасли научного знания. 

     

    Социальная статика и социальная динамика

    Социология Конта – это механизм, способный воедино соединить  прогресс человечества и порядок, которые трактуются ученым в качестве двух видов общественных закономерностей, которые «фиксируют» два компонента социологии -  социальную динамику и социальную статику.

    Социальная статика, по Конту, представляет собой отрасль, в рамках которой имеют место процессы социального порядка, то есть некоторой гармонии элементов, находящихся во взаимном притяжении,  связи. Предложенные Огюстом Контом законы социальной статики – дифференциация, централизация власти и развитие общей морали стали основой его видения социального порядка. 

    Социальная динамика - отрасль, изучающая  социум в его развитии.

    Развитие общества Конт понимает как трехстадийный процесс: 

    • военное господство ( теологическая стадия); 
    • феодальное господство (метафизическая стадия); 
    • промышленная цивилизация (позитивная стадия).

    Первым, кто поддержал Конта и его позитивизм стал философ и экономист Джон Стюарт Милль (1806-1873), который был лично знаком с Контом и написал труд "Огюст Конт и позитивизм" (1859). 

    Милль уточнил предмет и задачи социологии, дополнил классификацию позитивных наук (политэкономия, психология и этология). Так же Милль предложил индуктивную логику как метод социальных наук, схемы логического доказательства наличия или отсутствия причинно-следственных связей явлений, которые  используется до сих пор в социальном эксперименте (на принципе сравнения двух и более групп).

    Конт впервые обосновал необходимость научного подхода к исследованию общества и возможность познания законов его развития. Он определил социологию как особенную науку об обществе, которая основывается на эмпирических исследованиях, что должно обеспечить ее объективность и беспристрастность. В своих трудах Конт рассмотрел общество как систему с ее статическими и динамическими закономерностями, акцентировал внимание на изучении социальных институтов и структуры этой системы, механизмов ее модификации.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
    Средняя оценка статьи
    5,0 из 5 (6 голосов)