Метод «Автопортрет»
Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость

Метод «Автопортрет»

    Ученые Е.С.Романова и С.Ф. Потемкина предложили несколько измененный вариант методики Р.Бернса «Автопортрет», который они рекомендуют использовать для диагностирования личности учащихся старших классов школы. Рассмотрим оригинальную и модифицированную интерпретации.

    Автопортрет – это портрет самого себя. Бывают автопортреты живописные, литературные, скульптурные, как видим, существует автопортрет в психологии. Психодиагноста интересует степень выраженности индивидуальных психологических черт личности в изображении, по каким признакам можно различать автопортреты.

    Автопортрет развивается сразу по нескольким линиям и имеет несколько вершин его художественного воплощения. В живописи, например можно выделить:

    • изображение лица;
    • изображение фигуры в интерьере;
    • изображение нескольких автопортретов, относящихся к разным возрастным отрезкам и этапам жизненного пути;
    • автопортрет – метафора, своего рода психологический эксперимент, рассчитанные на развитое воображение;
    • сюжетный автопортрет, когда автор представлен в реалистичной обстановке;
    • участие автора в важном, значимом событии, действующего в исключительной обстановке;
    • изображение автора в фантастических условиях, участие в вымышленной ситуации.

    Целью методики «Автопортрет» является выявление индивидуально-типологических особенностей человека. Чтобы выполнить тест необходимо следующее оборудование: карандаш, лист бумаги 10х15, памятка для испытуемого «Нарисуй свой портрет».

    Методика Р. Бернса

    Р. Бернс предлагал испытуемому сделать рисунок самого себя. Он мог быть разнообразным: один человек, в окружении близких и т.д. Р. Бернс дает объяснение элементам, обнаруженным в автопортрете так:

    • Голова. Если нарисована голова большого размера, это говорит о чрезмерных интеллектуальных претензиях или недовольстве своим интеллектом. Изображение головы маленького размера свидетельствует о чувстве интеллектуальной или социальной неадекватности.
    • Глаза. Когда человек рисует большие глаза, он подозрителен или чем-то озабочен, а также зависим от общественного мнения. Изображение маленьких или закрытых глаз говорит о самопоглощенности, интроверсии.
    • Уши и нос. Изображение больших ушей трактуется как чувствительность к критике. Если рисунок акцентирован на области носа, человек имеет проблемы сексуального характера. Выделенные ноздри говорят об агрессивности.
    • Рот. Акцент на области рта предполагает наличие проблем с речью. Отсутствие рта, скорее всего, говорит о депрессивном состоянии или вялости в общении.
    • Руки. Изображение рук отражает степень и характер контактов человека с окружающей средой. Скованные руки – жесткая, обязательная, замкнутая личность. Опущенные руки означают неэффективность. Хрупкие, тонкие руки говорят о психологической или физической слабости. Длинные руки указывают на амбициозность автора портрета, короткие, напротив, предполагают отсутствие амбициозности.
    • Ноги. Изображение длинных ног говорит о независимости или потребности в ней. Большие ноги говорят об имеющейся потребности в безопасности. Рисунок без ног трактуется как отсутствие стабильности, основы.

    Методика Е.С. Романовой и С.Ф. Потемкиной

    Тест разрабатывался учеными для определения индивидуально-психологических особенностей человека, его представлений о себе самом, внешности, внутреннем мире, характере.

    Когда происходит анализ рисунков, выделяются признаки изображения, служащие основой классификации следующего типа:

    • Эстетическое изображение. Такие рисунки делают люди, обладающие художественными способностями. Присутствие легких и гибких линий, выразительные черты, лаконичность образа характеризуют рисунок.
    • Схематическое изображение. Это схема лица и тела, изображенная в профиль и анфас. Такой вид изображения говорит об авторе то, что он имеет интеллектуальный склад ума, для него важно получить информацию общего плана, деталями и подробностями он интересуется по мере необходимости. Ученые называют этот стиль синтетическим когнитивным с тенденцией к обобщению.
    • Реалистическое изображение. Выполняется тщательно, со всеми частностями, прорисовкой лица, волос, ушей, деталей одежды. Такие рисунки выдают больших педантов, склонных к детализации, аналитическому когнитивному стилю.
    • Метафорическое изображение. Человек изображает себя в виде предмета, животного, растения, литературного персонажа и т.д. Такие изображения делают люди творческие, с большой фантазией, чувством юмора.
    • Автопортрет в интерьере. Человек изображает себя в окружении предметов, на фоне природы, в комнате, в кабинете. Такие рисунки делают люди, имеющие способности к сюжетному описанию, важным для себя они считают внешнее предметное окружение.
    • Эмоциональный автопортрет. Когда человек изображает себя в определенном эмоциональном состоянии. Такой автопортрет напоминает шарж. Его делают люди эмоциональные, рефлексирующие собственное состояние. Причем эмоция может изображаться противоположная переживаемой. Например, часто злящийся человек рисует улыбающийся автопортрет.
    • Изображение позы или движения. Человек изображает себя при выполнении действия, с большой долей вероятности он увлечен спортом, танцами.
    • Автопортрет со спины. Это характеристика противоречивых людей или просто отражает нежелание человека участвовать в эксперименте.

    Обработка теста

    После объединения рисунков в группы, выполняется первый этап обработки. Способы обработки могут быть разными от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сравнения с фотографией. Для того, чтобы разработать тест можно воспользоваться схемой, при помощи которой выявляются показатели качества и количества изображения. По схеме сравнивают индивидуальные и групповые данные выполнения теста, сопоставляют эти данные с показателями других методик.

    Рисунок 1. Схема обработки теста «Автопортрет»

    Вот как описывается изображение с использованием выделенных признаков.

    Рисунок относится к группе реалистических изображений. Отмечены все элементы лица, волосы, одежда. Портрет выполнен в полный рост, заключен в фигурную рамку. Можно сделать вывод о хорошем физическом состоянии человека. Об этом говорит румянец на щеках, улыбка. Человек общителен, моментами демонстративен. Об этом говорит изображенная рамка. Нажим и штриховка указывают на небольшое внутреннее напряжение.

    В следующей таблице приведено соотношение признаков по группе в 500 человек в процентах. Наибольший процент приходится на реалистические изображения лица анфас и реалистическое изображение в виде бюста. Наименьший процент приходится на сюжетные рисунки и портрет в интерьере.

    Рисунок 2. Соотношение выделяемых признаков изображения по тесту «Автопортрет» (в группе из 500 человек)

    Методика Г. Рида

    Обработку результатов можно осуществить при помощи схемы Г.Рида, которая разработана по типологии К.Г.Юнга экстраверсии, интроверсии и доминировании основных психических функций: мышления, интуиции, ощущения и чувства. Юнг определил восемь личностных типов. Ученый Рид проанализировал тысячи детских рисунков и сделал вывод, что все разнообразие форм художественного выражения детей можно распределить по типам классификации Юнга. Рид опирался на многообразие форм творчества детей и выделил восемь видов рисунков:

    • Перечисляющий. Когда ребенок рисует сразу несколько автопортретов при просьбе нарисовать только один. Это мыслительный экстраверт;
    • Органический. Когда ребенок изображает себя на фоне природы, с животными. Это мыслительный интроверт;
    • Гаптический. Изображение себя в состоянии болезни (болит нога, болит рука). Это сенсорный интроверт;
    • Эмфатический. Когда ребенок изображает себя в эмоциональной среде. Это не внутреннее состояние, эмоции идут извне. Это сенсорный экстраверт;
    • Декоративный. Приукрашенное изображение себя (красивая рамочка, цветочки, сердечки). Это эмоциональный экстраверт;
    • Имажинарный. Представление себя в виде героя сказки, другого литературного произведения. Это эмоциональный интроверт;
    • Ритмический. Автопортрет в движении (идущий, бегущий, танцующий). Это интуитивный экстраверт;
    • Структурный. Изображение себя как есть. Это интуитивный интроверт.

    В таблице ниже представлены обобщенные данные о доминировании одного из перечисленных типов изображения:

    Рисунок 3. Соотношение индивидуально-типологических особенностей по тесту «Автопортрет» (в группе из 500 человек)

    Чтобы более подробно интерпретировать тест, нужно сопоставить показатели, полученные при обработке рисунков с результатами других методик. Однако уже на предварительном этапе можно сделать некоторые выводы, используя типологию Юнга.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
    Средняя оценка статьи
    4,1 из 5 (17 голосов)