Личность и деятельность педагога: определение и история

Педагог: его личность и деятельность

    Определение педагогического идеала

    Определение 1

    Идеал – это эталон, идеальный образ, высшая ценность человеческих стремлений.

    К слову идеал можно подобрать синонимом  совершенство, возвышенное и т.д. Цель воспитания должна отвечать за представление у общества идеала человеческой личности, поэтому она не может быть произвольной.

    В педагогике идеал  представляется в виде единства настоящего, прошлого, будущего и в виде социокультурного контекста. С точки зрения науки он связан с осмыслением ценностей работы педагога и опосредован системой социально-культурных отношений.

    Определение 2

    Идеал педагога – мысленная структура, которая формируется для выявления неповторимых взглядов, сторон творчества, черт.

    Идеал педагога необходим для понимания и раскрытия:

    • представлений о предназначении педагогов;
    • характеристик с профессиональной и личностной точек зрения;
    • аксиологического аспекта в работе;
    • мировоззренческой, нравственной базы.

    Особенность труда педагога, которая формирует образ развития будущего человека, отвечает на вопрос «Каким должен быть педагог в определенном социокультурном пространстве и историческом времени?»

    Определение 3

    Педагогический идеал – это сформировавшееся представление в сознании людей  о совершенном человеке.

    История. Период Античности и Древнего мира

    Идея гармоничного развития,  включающая в себя баланс между духовной и телесной красотой, впервые появилась в античной философии. В то время под гармонией развития личности подразумевали наличие:

    • хорошего ума;
    • поставленной речи;
    • приобщение к искусствам;
    • физическое совершенство.

    Этимология слова «педагог» говорит о том, что изначально оно употреблялось   не в профессиональной деятельности, т.е. не показывало закрепленных обществом и государством требований и характеристик. Педагог в то время считался человек, духовный наставник, который находился выше других в духовном и нравственном аспектах и нес людям новые знания, опыт.

    В прошлом учителями были жрецы, их можно было встретить в таких странах как Древний Вавилон, Египет, Сирия. В Древней Греции эту роль выполняли умные, талантливые вольнонаемные люди. В Древнем Риме император назначал учителями государственных чиновников, которые владели языками, знаниями о  культуре и о обычаях других народов. В Древнем Китае приблизительно в ХХ веке до нашей эры было сформировано министерство, отвечавшее за просвещение народа и назначавшее на должность педагога самого мудрого человека в данном обществе.

    Эпоха Средневековья, Возрождения и Просвящения

    В Средневековье была смена педагогического идеала. В его основу входил воспитательный идеал Нового Завета с проповедью о любви, кротости, боязни Бога.  Упор в воспитательной деятельности делался на религиозно-духовное развитие индивида. Тело считалось источником греха, с которым нужно бороться. Гармония развитого человека была утрачена. Ее заменил идеал аскета (направление, которое подразумевало поиск в Боге избавления от страданий земной жизни). Концепция о первоначальной греховности человека и попытке воспитательного процесса направить на правильный путь сказалось на методах воспитания в Средневековье. Использовались такие способы, как:

    • принуждение;
    • наказание.

    В Средневековье в роли педагога выступал:

    • священник;
    • монах;
    • человек со специальным образованием.

    В эпоху Возрождения тема о гармонии развития человека была описана в трудах педагогов-гуманистов Рабле Ф., Монтеня М., Мора Т. и др. Они же были первыми, кто включил в понятие идеала развития идею трудового воспитания.

    Замечание 1

    Также об идеале педагога написано много трудов отечественных  мыслителей, государственных деятелей.

    В эпоху Возрождения задачи педагогического идеала изменились. На первое место выдвигали воспитательную работу, которая была нацелена на создание рыцарского идеала. Он (идеал) предполагал владение разными умениями и навыками, большим знанием в культуре и высокой нравственности. Именно это сформировало гармонию развития личности эпохи Возрождения.

    В данную эпоху в качестве воспитательного идеала рассматривалось направление воспитания широко образованного и критически мыслящего человека. Т.е. в центр мироздания эпоха ставила человека. Гуманизм отвечал за гармонию развития свободного индивида, через которого он стремился изменить общество, что после передалось в эпоху Просвещения, рассматривающую христианские идеалы, главным образом – общность и трудолюбие.

    В эпоху Просвещения царила идея гуманизма. В связи с этим появлялись новые концепции целостного развития человека, где ориентация была на воспитание воли и разума. Этот аспект подтверждают идеи свободного воспитания Жан-Жака Руссо и Песталоции Г.Г. Первый предлагал в развитии ребенка  следовать за случайными проявлениями его природной сущности. Второй говорил о развитии всех природных сил, которые формируют человека через вовлечение его в активную жизнь.

    Эти идеи послужили основной для появления таких течений в педагогике, как:

    • Новые школы во Франции, Швейцарии;
    • элитарные школы в США, Германии, Австрии.

    Представители этих течений разработали концепцию, в которой образование и воспитательный процесс ребенка связан:

    • с природой;
    • со свободным развитием;
    • с естественными отношениями между детьми и взрослыми.

    Медленно идея гармонии развития человека, что имеет общечеловеческий смысл и ценность, становится доминантой в педагогике.

    История отечественного педагогического идеала

    Концепция Коменского Я.А. заключалась в прогрессивном взгляде на учителя. Он считал данную профессию превосходной и сравнивал ее:

    • с садовником, который с любовью выращивает растения;
    • с архитектором, который с заботой создает новые проекты;
    • со скульптором, который тщательно обтесывает и шлифует фигуры.

    Сущность воспитательного идеала в русской педагогике связано с культурно-историческими особенностями  государства. В Киевской Руси обязанности педагога были такими же, как и у родителя, властителя. В «Поучении» Мономаха представлен свод правил жизни. Им следовали все вплоть до государя. В них входили следующие правила:

    • любить Родину;
    • заботиться о народе;
    • делать добро близким;
    • не совершать грехи;
    • не уходить от ответственности;
    • быть благосклонным.

    В связи с этим вытекала главная задача обучения и воспитания – реализация нравственно-религиозного воспитания.

    В Древней Руси педагог назывался мастером, что подчеркивало уважение к личности наставника. Когда возникла педагогическая профессия, за учителем закрепились три функции:  

    • воспитательная;
    • единая;
    • неделимая.

    Ушинский К.Д. – знаменитый педагог и отец учителей России,  выделял следующие значения профессии педагога: воспитатель – это человек, который:

    • идет в ногу с современным ходом воспитания;
    • чувствует себя живым, членом организма, посредником и хранителем заветов;
    • борется с невежеством и пороками человека;
    • должен быть посредником.

    Макаренко А.С. говорил, что работа педагога самая трудная, так как требует ответственности, напряжения, больших сил и способностей.

    Задачи, которые вставали перед школами, на разном временном промежутке истории всегда менялись. Это объясняет перенос акцентов с:

    • обучения на воспитание;
    • авторитарных отношений на демократические;
    • ориентации на «среднего» воспитанника к признанию уникальности каждого учащегося.

    Вывод

    Сейчас идея гармонии развития человека как высшей степени воспитания личности признается большинством людей, которые занимаются проблемами воспитания молодежи. Бесспорно, цели воспитания с развитием истории человеческого общества отвечали временным рамкам. Поэтому сейчас воспитательный процесс делает акцент:

    • на общечеловеческие представления о совершенном гражданине государства;
    • на конкурентоспособность личности, которая на рынке труда трактуется как соответствие сотрудников требованиям рынка, как сумма характеристик, определяющих положение на рынке труда и позволяющих претендовать на вакансии.
    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
    Средняя оценка статьи
    4,4 из 5 (15 голосов)