Работа с младшими школьниками: основные методы

Основные методы работы с дошкольниками и младшими школьниками

    Ролевые игры

    Существует классификация методов работы с дошкольниками и младшими школьниками. Данная классификация методов применима как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми.

    Один из методов работы с дошкольниками и младшими школьниками – это ролевая игра. Роль воспринимается как функциональная форма, которая принимается индивидом во время реакции на определенную ситуацию, в которой есть другие индивиды. Доказано, что для того чтобы обеспечить психическое здоровье важно иметь адекватное ролевое развитие.

    У детей существуют нарушения ролевого развития. Самое распространенное среди них – это ролевая ригидность, когда ребенок не может перейти из роли в роль. Другое отклонение – ролевая аморфность, это ситуации, когда ребенок не может принять любую роль. При отсутствии ролевой креативности ребенок не может продуцировать новые образы, принимает патологические роли.

    Исходя из этого, становится ясно, что при любом ролевом методе работы ребенку необходимо принять роль, проиграть роль противоположную обычной, проиграть свою роль в гротескном варианте. Роли могут иметь разное содержание и статус.

    Существует три группы ролевых методов:

    • ролевая гимнастика, в которую входят ролевые образы и ролевые действия;
    • психодрама;
    • ролевые ситуации.

    Освоение ролевой гимнастики начинается дошкольниками с изучения различных ролевых действий, которые с взрослением ребенка приобретают более сложный характер.

    Замечание 1

    Важно отметить, что для дошкольников необходимо включать в ролевые действия голоса. Попросите ребенка помяукать как испуганный котенок, радостный котенок или злой котенок. Помимо включения голосов, рекомендуется использовать пальчиковые игры. К примеру, попросите ребенка походить пальчиками как лягушка, заяц или медведь.

    Для группы старших дошкольников и группы младших школьников используют ролевые образы животных (волка и цыпленка, льва и зайца), различных сказочных персонажей (Баба Яга, Иван Царевич, Змей Горыныч), семейных и социальных ролей (директор, врач, учитель, мама), различных неодушевленные предметов (шкаф, стол, лодка). Изобразить роль при этом необходимо, используя мимику и жесты, а также можно использовать голос.

    При ролевом методе психодрамы в качестве примера можно разыграть расправу с пугающими объектами. При этом можно использовать смену ролей, когда ребенок по очереди играет то нападающего, то того, на кого нападают или создается ситуация подвига и подключается эмоциональное сопереживание к объектам нападения.

    Замечание 2

    Драматизировать и проигрывать можно мысленные картинки, которые составляются детьми, или терапевтические сказки.

    Особый интерес дети проявляют к пальчиковым драматизациям, это когда разыгрываются этюды или сказки исключительно пальцами.

    Во время ролевых ситуаций учащиеся могут столкнуться с ситуациями, которые релевантны случаям характерным для реальной деятельности. И в данной ситуации ребенку необходимо изменить свои установки. Таким образом формируются условия для создания новых и эффективных коммуникативных умений.

    Пример 1

    Рассмотрим несколько примеров упражнений данной группы:

    Игра «Руки – звери». Детей необходимо разделить на пары и посадить в круг. При команде ведущего рука одно из партнеров должна превратиться в страшное животное: тигра, медведя или крокодила. Животное должно гулять по спине другого игрока. Важно отметить, что детям необходимо заранее сказать, что больно друг другу делать нельзя.

    Игра «Превратились: лев – зайчик». Детям предлагается поочередно превращаться то в больших, то в сильных и маленьких, то в слабых животных.

    Игра «Большие – маленькие». Детям предлагается по очереди превращаться то в маму животное, то в ее ребенка. К примеру, кошка – котенок, корова – теленок, курица – цыпленок.

    Игра «Смелый – трусливый». Детям предлагается изображать сначала смелое животное, а затем трусливое. К примеру, волк – мышонок.

    Метод психогимнастической игры

    Определение 1

    Психогимнастическая игра – это игра, которая основывается на стандартах социально-психологического тренинга и важности специальным образом создавать среду, в которой есть место преднамеренным изменениям.

    Данные изменения возможны как в целой группе, так и в отдельных участниках. Но при формировании психологического здоровья изменения, которые предусматриваются социально-психологическим тренингом, могут быть недостаточными и не соответствовать возрастной специфике детей. Так как создание самопринятия и принятия других людей являются необходимыми изменениями. Для организации изменений разработана структура самосознания личности, созданная В. С. Мухиной. Согласно данной структуре в самосознании человека выделяется его имя, притязание на социальное признание, социальное пространство (нрав, обязанности) и психологическое время человека. Исходя из этого, можно сказать, что психогимнастическая игра способствует принятию у детей следующего:

    • своего имени;
    • своих свойств характера;
    • своего прошлого, настоящего и будущего;
    • своих обязанностей и прав.
    Пример 2

    Рассмотрим несколько примеров упражнений из данной группы.

    Игра «Ласковое имя». В данной игре ребенку предлагают вспомнить, как его ласково называют дома. Затем дети бросают друг другу мячик, и ребенок, к которому попадает мяч, должен назвать свой ласковое имя. При этом важно помнить, кто каждому из вас бросил мяч. После того как все дети назвали свои ласковые имена, необходимо чтобы мяч пошел в обратную сторону. Дети должны не перепутать и отправить в руки мяч тому, кто первый раз бросил его вами в обязательном порядке назвать его ласковое имя.

    Игра «Я горжусь» предполагает, чтобы детям закрыли глаза, после чего их просят представить перед собой лист бумаги, на котором написано» «Я горжусь, что я…». Далее детей просят мысленно дописать предложение и в завершении рассказать группе, то, что каждый дописал.

    Игра «Путешествие в будущее». Детям предлагается заглянуть в будущее, то есть представить то, каким ребенок хочет быть в будущем. После детям дается небольшое время, чтобы подумать. Далее каждый ребенок должен рассказать группе громким голосом о своем самом заветном желании. К примеру: «В будущем я хочу полететь на Марс». После чего ведущий говорит детям, что они могут быть волшебниками и просит их немного поколдовать. И после слов каждого ребенка, который озвучил свое желание, группа должна громко говорить: «В будущем ты сможешь…».

    Игра «Мы – родители». В данной игре детей просят представить, что они превратились в родителей. Каждый из них очень любит своего ребенка и хочет, чтобы он был хорошим, и поэтому даем своему ребенку советы, о том, каким ему нужно быть. После чего каждый следующий «родитель» должен не соглашаться с советом предыдущего и давать свой совет. К примеру, это может выглядеть так:

    • говори всегда правду;
    • не стоит говорить всегда правду, а то скажешь кому-нибудь правду грубо, и человек обидится. Будь всегда доброй.

    После чего дети должны выбрать одного ребенка на роль воспитуемого. Выбранного ребенка надо посадить в центр круга и по очереди советовать ему, каким нужно быть. В завершении предлагается обсудить чувства детей, которые они испытывали, находясь в обеих ролях.

    Коммуникативная игра, как один из основных методов работы с детьми

    Коммуникативные игры бывают трех групп:

    • игры, которые направлены на формирование у детей умения увидеть в другом человеке достоинства и уметь давать другому человеку вербальное или невербальное поглаживание;
    • игры, которые способствуют углублению осознания области общения;
    • игры, которые учат сотрудничать.
    Пример 3

    Рассмотрим несколько примеров упражнений из данной группы.

    Игра «С кем я подружился». Для игры необходимо подготовить коробку с прорезанными по бокам отверстиями в размер детской руки. 4-6 участников игры засовывают руки в коробку и закрывают глаза. После чего ребенок должен найти чью-либо руку, познакомиться с ней и угадать, чья это рука.

    Игра «Цветок дружбы». Детям предлагается превратиться в красивые цветы, с которыми их хотелось бы подружиться. Каждому ребенку необходимо выбрать цветок. После ведущий начинает работать по очереди со всеми детьми. Для начала ему необходимо «посадить семечко» — ребенок должен поджать ноги, сесть на стул, опустить голову. Так он превращается в «семечко». После ведущий поглаживает ребенка, что означает, что «ямку закопали». Далее ведущий из пипетки должен по-капать на голову ребенка водой, что будет говорить о том, что цветок полили. Во время того как семечко начинает расти, ребенку надо встать и поднять руки вверх. Ведущему в данной ситуации необходимо помочь ребенку, поддержать его за пальцы. После того как цветок вырос, дети хором должны крикнуть ему: «Какой замечательный цветок. Мы хотим дружить с тобой».

    Игра «Мысленная картина на тему «Настоящий друг»». В данной игре детям предлагается нарисовать мысленную картину, у которой есть хороший друг ребят, а после рассказать о нем группе. В качестве хорошего друга может выступить брат, собака, сестра, кошка, капельки росы или цветок. Все зависит от рассказов детей.

    Игра «Маша настоящий друг, потому что…». Дети садятся в круг, в центр приглашают одного ребенка. Его просят пригласить в круг своего настоящего друга, который находится в группе, и завершить предложение: Имя.. настоящий друг, потому что…». После чего в круг выходит другой ребенок. Играть надо до момента пока все дети пригласят своих друзей в круг.

    Игра «Настоящий друг в нашей группе». Каждого ребенка просят загадать кого-то из группы, который, по его мнению, является настоящим другом. После чего ребенка просят без использования слов показать его походку и жесты. Остальные ребята должны отгадать, кого изображают.

    Игры, которые направлены на развитие произвольности

    С дошкольниками важно играть в игры, которые способствуют созданию у них произвольности. Для того чтобы создание произвольности происходило осознанно, дошкольнику вводят такие понятия, как «сила воли» и «хозяин своих чувств».

    Пример 4

    Рассмотрим несколько примеров упражнений из данной группы.

    Игра «Сказка о силе воли». Детям рассказывается сказка о том, как давно жили два брата. Жизнь их была дружна, и все они делали вместе. Каждый их них хотел стать героем. Один брат считал, что герою необходимо быть смелым и сильным и стал тренировать ловкость и силу. Для этого он поднимал тяжелые камни, ходил в горы, плавал по бурной реке. Другой же брат считал, что надо быть упорным, настойчивым, и поэтому начал тренировать силу воли. Когда ему хотелось бросить работу, он завершал ее. Когда ему хотелось поесть на завтрак пирожков, он оставлял их на ужин. Второй брат смог научиться говорить «нет» своим желаниям.

    Со временем братья выросли. Один стал самым сильным в стране, а второй превратился в самого настойчивого и упорного, он стал человеком, имеющим сильную волю. Но произошло несчастье: на страну напал злой Черный Дракон. Он жег дома, убивал скот и похищал людей. И тут братья приняли решение спасать свой народ.

    - Я сейчас пойду и поборю дракона, — сказал первый брат.

    - Но для начала нам необходимо определить его слабость, — ответил второй брат.

    - Я не хочу знать, в чем заключаются его слабости. Главное – я сильный, — сказал первый брат.

    И первый брат пошел к высокой горе, на которой расположился замок Черного Дракона. Силач закричал, что он пришел его победить и пригласил его на бой. И тут ворота замка открылись, и встречать его вышел злой Черный Дракон. Первый брат увидел, что у Дракона огромные черные крылья, которые заслоняют небо, а него глаза горят как факелы, из пасти вырывается пламя. После того как силач все это увидел, он почувствовал, что страх идет к его сердцу, и он начал медленно отходить от Дракона. А Дракон все рос и рос, щелкнул хвостом, и тут силач превратился в камень.

    После того как второй брат узнал, что произошло с его братом, он понял, что пришло время и ему сразиться с Драконом. Но как же его победить? Второй брат решил задать этот вопрос мудрой Черепахе, которая жила на другом конце земли.

    Для того чтобы дойти до Черепахи, надо было пройти через три опасных королевства. Хочукалки – первое королевство. Человек, который попадал в это королевство, сразу очень много всего начинал хотеть. Ему нужна была красивая одежда, дорогие украшения, лакомства, игрушки. И только стоило ему сказать «хочу», как человек сразу превращался в хочукалку и ему приходилось остаться в этом королевстве навсегда. Второй брат уже понял, что у него появилось много желаний, но он собрал свою волю и сказал «нет». Так он прошел первое испытание.

    Следующее королевство было королевство Тыкалок. Дергать и отвлекать друг друга от дел – вот, чем нравилось заниматься жителям этого королевства. По этой причине никто в этом королевстве не работал, не учился и не отдыхал. И тут второму брату тоже захотелось отвлечь других от дел, подергать за руки, но тут он опять использовал силу воли. Так он не превратился в тыкалку и смог идти дальше в третье, самое опасное королевство.

    Якалок – третье королевство. Все жители этого королевства все время говорили «Я! Я! Вызовите меня!». Эти люди отказывались кого-либо слушать кроме самих себя. Второму брату сложно пришлось в этом королевстве. Тут ему пришлось применить всю свою силу воли, которую он вырабатывал на протяжении многих лет. И то время от времени ему все же приходилось закрывать свой рот рукой, чтобы из него не вырвались «Я, Я, Я!». Но все же у нашего героя получилось пройти и третье королевство. И, наконец, он дошел до мудрой Черепахи.

    - Здравствуй, Черепаха. Я бы очень хотел, чтобы ты научила меня тому, как я могу победить Черного Дракона, — сказал второй брат.

    - Для того чтобы победить Дракона, надо обладать очень большой силой воли. Ты прошел три сложных королевства, и это говорит о том, что воля твоя сильна. И чем сильнее твоя воля, тем слабее становится Черный Дракон. Иди же к нему, и ты победишь.

    Черепаха закрыла глаза, второй брат поклонился ей и пошел обратно в свою страну.

    Когда он пришел к воротам Черного Дракона, второй брат позвал его и вызвал побороться. Тогда Черный Дракон вышел из замка, расправил свои большие черные крылья и направился к нашему герою. Второй брат испугался страшного Дракона. Но он взял волю в кулак и поборол свой страх. Он стоял на месте, не отступая ни на шаг. И тут, он заметил, что Черный Дракон уменьшатся, он становился все меньше и меньше и, в конце концов, исчез совсем. Черепаха была права. Чем больше воля человека, тем меньше Дракон. После того как исчез Дракон, исчез и его страшный замок. Второй брат увидел, как навстречу ему бегут невредимые жители страны, среди них шел и его брат. С этого времени они жили долго и счастливо.

    При помощи силы воли герой смог победить зло.

    Игра «Тыкалки». Детей просят сесть на стулья, поставить ступни ног на пол и замереть. Далее ведущий начинает медленно считать до десяти, проходить между детьми и щекотать немного каждого. Основная задача детей – остаться неподвижными и не засмеяться. При повторном выполнении задания водящего выбирают из детей.

    Игра «Хочукалки». Ведущий должен кончиком карандаша медленно нарисовать в воздухе знакомую детям букву. Далее детей просят угадать букву, но как только ребенок догадывается ему нельзя кричать, а надо преодолеть свое «хочу выкрикнуть», дождаться команды ведущего и тихо проговорить свой ответ.

    Игра «Якалки». Детям предлагается разгадать ряд простых загадок. После каждой загадки ведущий спрашивает: «Кто догадался?». И тут важно, чтобы каждый ребенок не выкрикивал с места ответ, а подождал и по команде ведущего вместе со всеми остальными ребятами шепотом прошептал ответ.

    Игры, развивающие воображение

    Существует три вида игр, которые развивают воображение:

    • вербальные;
    • невербальные;
    • «мысленные картинки».

    Основа вербальной игры состоит в придумывании детьми завершений определенной непривычной ситуации. К примеру, что может случиться, если учитель запрыгнет в класс на одной ноге? Либо во время вербальных игр коллективно сочиняются сказки или подбираются разные ассоциации к определенному слову.

    Во время невербальных игр детей просят по-разному, максимально интереснее изобразить определенное живое существо или неживой предмет. Данный метод имеет пересечения с ролевыми играми.

    Когда дети играют в «мысленные картинки», им предлагается под музыкальное сопровождение придумать картинку, после чего рассказать о ней группе. Усложнить задание можно тем, что предложить детям определенную тему для картинки или вдобавок к музыке добавить кинетический раздражитель (ребенку могут дать подержать пушистый хвост или кусочек мрамора). Особенность «мысленной картинки» в том, что она может ожить. Автор картинки должен выбрать детей на роли героев, предметов картинки, определить их места, движения, диалоги. Когда ведущий говорит «раз, два, три, картинка оживи», все герои и предметы должны начать проигрывать свои роли. После чего дети аплодируют автору и актерам картинки.

    Задания, формирующие у детей эмоциональную грамотность

    Существует ряд заданий, который помогает формированию у ребенка эмоциональной грамотности. Данные задания подразумевают обучение ребенка определению эмоциональных состояний на основе мимики, жестов, голоса. Помимо этого задания помогают ребенку понять дуальность чувств, научиться обращать внимание и ценить чувства другого человека во время конфликтных ситуаций.

    Важность подобных навыков объясняется феноменом алекситимии в качестве предпосылки психосоматического расстройства.

    Определение 2

    Алекситимия – это неумение человека выражать и описывать в словах свои внутренние переживания, неспособность к дифференциации телесных ощущений и чувств, недостаточный уровень воображения, ригидность.

    Данное явление определяет необходимость формирования «эмоциональной грамотности» у детей до подросткового возраста, который является кризисным этапом в развитии человека.

    К. Е. Изард разработал теорию фундаментальных эмоций, которая является теоретической базой, на которой основываются задания, формирующие у детей эмоциональную грамотность. Согласно этой теории, эмоции являются основной мотивационной системой человека, а также личностными процессами, которые определяют смысл и значение человеческого существования. Изард выделяет десять основных эмоций. Каждая из этих эмоций определяет различные внутренние переживания и сопровождается разными внешними выражениями данных переживаний. Первым шагом в работе внутри данного блока становится знакомство ребенка с фундаментальными эмоциями, доступными его возрасту. При этом применяются технологии «Незаконченного предложения» и «Рисунка чувств». Ребенку предлагают представить себя иллюстратором детской книги и нарисовать рисунок на определенную тему. Это может быть гнев, страх, радость и т.д.

    Пример 5

    Рассмотрим несколько примеров упражнений из данной группы.

    Игра «закончи предложение». Детям предлагают вспомнить самое счастливое чувство. Радость. После чего детям необходимо закончить предложение:

    Для детей радость – это…;

    Для ученика радость – это…;

    Мама радуется, когда…

    Игра «Зоопарк». Необходимо раздать детям карточки, на которых изображены животные. После детей просят по очереди показать животных, которые рады. Далее детей просят подумать о том, как у них получилось показать радость и понять, что они изобразили именно радость, а не любое другое чувство. В данной игре необходимо рассказать детям о мимике, как о средстве выражения чувств.

    Игра «Рисунок радости». Детям предлагают представить себя художниками, которые иллюстрируют детские книги. Задание заключается в том, чтобы каждый ребенок выполнил рисунок на тему «Радость».

    Игра «Художники». Для того чтобы поиграть в эту игру, надо запастись театральным гримом и двумя большими пластмассовыми куклами. Детей надо разделить на две группы. Каждой группе надо задумать определенное чувство и загримировать под него куклу. После чего детям необходимо отгадать загаданное и изображенное противоположной группой чувство.

    Игра «Попугай». Ведущему необходимо произнести короткое предложение. К примеру: Я иду гулять. После чего ребенку предлагается повторить это предложение, выражая заранее задуманное чувство. Дети в группе должны отгадать, загаданное чувство.

    Игра «Покажи дневник маме». Среди детей выбирают маму и ученика. Ученику необходимо написать на листке оценку и показать ее таким образом, чтобы мама ее видела только мама. Задача мамы разыграть без слов свое чувство таким образом, чтобы дети в группе смогли догадаться, что за оценку получил ученик.

    Дискуссионные игры

    Групповая дискуссия является одним из основных способов, который используется в социально-психологическом тренинге. При ее помощи возможно реализовать принцип «субъект субъектного взаимодействия», определить разные мнения на определенную проблему.

    Но метод дискуссий имеет ряд специфических особенностей во время использования его для детей. Обычно младшие школьники еще не умеют вести дискуссии, кроме того, для них непривычно принять мнение взрослого, а не выработать свое собственное.

    Поэтому разработаны особые игры, при помощи которых возможно вести дискуссию.

    Пример 6

    Игра «Выбор пути». Детям напоминается сказка, в которой Иван Царевич определял свой путь на перекрестке трех дорог. Он сам сделал выбор и сам получил результат. Замечено, что самый легкий путь не всегда приводит к успеху. И тут ребятам предлагается подумать о том, что в нашей жизни тоже бывают случаи, когда мы стоим на перекрестке нескольких дорог и мы сами делаем выбор, который определяет то, что в последующем будет происходить в нашей жизни. И тут ведущий предлагает детям рассмотреть школу как дорогу. На доске рисуют одну дорогу, по которой дети приходят в школу, в дальнейшем от нее идут несколько дорог. Детям необходимо дать им названия. Например, получить пятерку любой ценой, для того чтобы похвалили. Или получить тройку, потому что я ленивый и т.д. после чего ребятам предлагается поразмышлять, какая же дорога может в будущем привести к успеху.

    Данный пример иллюстрирует то, что игровая форма может повысить эффективность дискуссии у детей.

    Замечание 3

    Дискуссионные методы в основном используются с младшими школьниками.

    Методы эмоционально-символического характера

    Основа данных методов лежит на представлениях К. Юнга и его учеников. Они считали, что создание символов служит отражением стремления психики к развитию. А если превратить символы и образы фантазии в осязаемые факты при помощи рисования, сочинения стихов и рассказов, лепки, то это влияет на личностную интеграцию.

    Существуют две главные модификации эмоционально-символических методов, которые были предложены Дж. Аланом:

    • обсуждение разных чувств в группе. Это может быть радость, гнев, обида, страх, печаль, интерес. В качестве необходимого этапа обсуждения необходимо использовать детские рисунки, которые выполнены на тему чувств. При этом, важно отметить, что во время рисования иногда происходит исследование и обсуждение чувств и мыслей, не поддающихся раскрытию во время вербального общения;
    • направленное рисование, которое является рисованием на конкретные темы. Возможно использовать рисование во время прослушивания терапевтических метафор. Детям предлагается нарисовать любой рисунок, навеваемый метафорой. Использование направленного рисования возможно на первом этапе работы, предшествующей серийному рисованию. Это способствует облегчению процесса самораскрытия детей и процессу принятия решений.

    Релаксационный метод

    В основе релаксационного метода лежит понимание релаксационного состояния в качестве антипода стресса со стороны его проявления, специфики формирования и механизмов запуска. При использовании релаксационного метода, применяются упражнения, которые основываются на методах активной нервно-мышечной релаксации, выведенной Э. Джекобсоном, различные дыхательные и визуально-кинестетические техники.

    Замечание 4

    при использовании метода нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона предполагается переход к состоянию релаксации посредством чередования сильного напряжения и быстрого расслабления главных мышечных групп тела.

    К дыхательным техникам относятся техники глубокого дыхания, ритмичного дыхания с задержкой.

    Визуально-кинестетические техники основываются на использовании визуально-кинестетических образов.

    Пример 7

    Рассмотрим несколько примеров упражнений из данной группы.

    Игра «Зайчик испугался – зайчик рассмеялся». Детям предлагают по очереди принимать позы испуганного и радостного зайчика. Так происходит чередование напряжения и расслабления.

    Игра «Воздушный шарик». Детям предлагает коллективно надуть один большой воздушный шар до того момента, пока он не лопнет.

    Игра «Выжми лимон». Детям предлагается представить, что в левой руке находится лимон. Им необходимо выжать из него сок, почувствовать напряжение, после чего лимон надо бросить и сделать то же самое и другой рукой.

    Использование когнитивных методов

    Основа когнитивных методов заключается в утверждении о каузальной функции когнитивных аспектов во время возникновения эмоциональных расстройств. Это подразумевает пересмотр мышления, отречение его от иррациональных понятий, иными словами, «умственного мусора», вызывающего эмоциональную боль. Многие авторы, которые работают в направлении когнитивной терапии, считают, что особо важную роль играет избавление человека от абсолютистского мышления, которое содержит убеждение, что весь мир и люди должны принадлежать личности или, напротив, сам человек должен принадлежать окружающим.

    Пример 8

    Рассмотрим несколько примеров упражнений из данной группы.

    Игра «Педсовет». Детям предлагается представить педсовет учеников. После чего им необходимо обсудить, каким должен быть и каким не должен быть учитель. Во время обсуждения ученики могут спорить и не соглашаться друг с другом. Далее ученикам предлагают поиграть, используя схему «должен – не должен». К примеру:

    • учитель должен говорить спокойным голосом, а не кричать;
    • учитель не должен всегда говорить спокойным голосом, так как дети при этом не будут его слушаться. Учитель должен быть добрым.

    Также эффективным заданием является наполнение «мусорного ведра». В это ведро ребята складывают такие фразы, как: А можно так? Как надо? Я никогда не смогу. Меня не спрашивают никогда первым.

    Также как и дискуссионные, когнитивные методы лучше использовать с школьниками младших классов.

    Использование сказок

    В современном мире метод использования сказок применяется все чаще и чаще.

    Существует три ключевых вида работы со сказками:

    • ребенку предлагают прослушать конкретные сказки, которые определил взрослый, и нарисовать к ним рисунки или разыграть их;
    • ребенку предлагают сочинить сказку самому или при помощи взрослого;
    • ребенку предлагают использовать сказку в качестве игровой оболочки.

    Разберем каждый вид более подробно.

    При первом виде обычно используют сказки, которые называются терапевтическими метафорами. Этот термин применим при нейролингвистическом программировании, но использование его не подразумевает определенного подхода.

    Существует несколько компонентов терапевтических метафор:

    • метафорический конфликт, либо возникновение ситуации, где герою становится нехорошо по причине имеющейся у него проблемы. Это может быть непохожесть на других или определенные страхи;
    • метафорический кризис, который выступает в качестве наступления невыносимых для героя обстоятельств, которые несут символику смерти;
    • поиск и нахождение ресурсов внутри себя предстают в качестве открытия героем в себе принципиально новых способностей, которые необходимы для решения существующего кризиса;
    • торжество и праздник является подходом к ситуации успеха, признания со стороны окружающих.

    Как правило, метафора соответствует определенному симптому или трудной ситуации у ребенка. Снятие симптомов, разрешение трудных положений и систематическое предложение ребенку метафор приводит к пониманию им главной идеи метафоры, которая заключается в том, что во время сложной ситуации важно искать ресурсы внутри себя самого, и это гарантирует успех. Исходя из этого, ребенок формирует в себе механизм самопомощи.

    Выше мы рассмотрели работу с терапевтическими метафорами. При использовании второго варианта, при котором ребенок самостоятельно или при помощи взрослого сочиняет сказку, важно помнить, что до начала сочинения надо предложить ребенку поиграть в игры, где ему представится возможность выплеснуть в игровом формате все свои агрессивные чувства.  Это поможет тому, чтобы страх самовыражения, присутствующий у большинства детей при взрослом, уменьшился и в сказке, которая будет придумана, выявилась тематика, которая представляется для ребенка актуальной.

    Пример 9

    Рассмотрим примеры игр.

    Игра «Жмурки с игрушками». Ребенку необходимо завязать глаза. После чего ребенку предлагают найти взрослого. Для обозначения своего местоположения взрослый бросает в ребенка мягкие игрушки. После чего необходимо поменяться ролями.

    Игра «Сбей шапку». На ребенка надо надеть шапку, у которой есть поля. Взрослому надо кинуть четыре-пять игрушек в ребенка, при этом задача состоит в том, чтобы сбить с него шапку. После чего необходимо поменяться ролями.

    Игра «Брыканье». Ребенку необходимо завязать глаза. Взрослому необходимо дотянуться мягкой игрушкой до колен ребенка. Ребенок же должен брыкнуть ногой, чтобы не дать взрослому дотянуться до ноги. После чего необходимо поменяться ролями.

    Игра «Мишка в спину». Взрослому необходимо взять мягкие игрушки. Он должен попытаться попасть как можно больше в спину ребенку. Задача ребенка убегать, прятать спину. После чего необходимо поменяться ролями.

    После игр с ребенком, ребенку можно предложить сочинить сказочную историю. И тут есть несколько вариантов:

    1. Предложить ребенку нарисовать картину на свободную тему, а после сочинить по ней сказку. Взрослому в этой ситуации важно задавать ребенку уточняющие вопросы, которые направят сказку.

    Пример 10

    Рассмотрим пример разговора с девочкой, которой 8 лет, по ее рисунку, на котором изображена девочка.

    Это девочка Катя. Она любит доброжелательных людей, людей, которые ее любят и которые хотели бы с ней поиграть. Девочка любит кашу и суп. Ей нравится, когда ее ласкают и гладят. Она обожает находиться в центре внимания. Она хотела бы быть самой лучшей. Также ей хочется быть очень яркой на разных праздниках, выступать лучше остальных девочек. Он ей кажется, что она дурочка, несмотря на то, что другие ребята говорят, что она умная.

    - Умеет ли девочка кривляться?

    - Да, умеет.

    - А может ли она злиться?

    Тут девочка начинает показывать зубы:

    - У девочки зверские глаза. А вот ее рот.

    - Какие слова говорит девочка?

    - отстань от меня, ты плохая, ты не умеешь дружить! Если нас сильно разозлить, то мы будем драться. И даже ноги иногда в ход идут.

    - Как же так?

    - А вот так.

    И тут девочка начинает показывать, как она может драться ногами и продолжает рассказ:

    - Я говорю ей: «Все, Аня, уходи. Я не могу тебя больше видеть!» Но через 20 минут она возвращается и зовет меня играть, говорит «пожалуйста». И я иду играть с Аней, хотя совсем не хочу. Мне приходится. Это же плохо, когда дети с кем-то ругаются, дерутся.

    2. Предложите ребенку сочинить сказку, не опираясь на внешние факторы. По ее названию или началу.

    Пример 11

    Рассмотрим пример работы с девочкой Зоей, которой 9 лет, и которой хотелось бы быть мальчиком. Зое предложили сочинить историю под названием «Зоя нашла свою любовь». И вот, что рассказала Зоя.

    - Я гуляю по аллее и мне 15 лет. Вокруг меня много молодых мужчин.

    - Что же они делают, Зоя?

    - Некоторые из них просто гуляют, а некоторые слушают музыку.

    - А что слышишь ты?

    - Я слышу фонтан, что рядом. Я вижу синее небо, цветы, весну.

    - А что на тебе надето, Зоя?

    - На мне летнее голубое или синее платье и на нем нарисовано море.

    - Зоя, а какая у тебя прическа?

    - У меня длинная коса. А еще туфли, у которых высокий каблук.

    - А что делают молодые люди?

    - Не знаю даже.

    - Любуются ли они тобой?

    - Я не знаю.

    - Думаю, они любуются тобой и говорят друг другу: «Посмотри, какая красивая девушка».

    - Да, они любуются мною и говорят друг другу: «Посмотри, какая красивая девушка».

    - А что же делает один из них? Может, подходит?

    - Да.

    - Наверное, он предлагает тебе познакомиться? Что же ты отвечаешь ему?

    - Давай.

    - А как же выглядит этот молодой человек, Зоя?

    - Расскажите Вы. Я думаю, он красивый.

    - Высокий?

    - Да.

    - Стройный и спортивный?

    - Да, а еще у него пушистые волосы.

    - А большие глаза?

    - Голубые.

    - Молодой человек спрашивает как тебя зовут.

    - Зоя.

    Тут взрослый входит в роль юноши и спрашивает девочку:

    - А меня как?

    - Владимир. Хочу собаку.

    - Давай пройдемся. Он ведь как раз шел за собакой. Ты знаешь какой?

    После разговор продолжается, молодой человек восхищается красотой Зои.

    В данной ситуации важно записывать главные положения сказки. Для ребенка имеет значение, что взрослый фиксирует его фантазии. Это служит основой для поднятия его самооценки.

    3. Ребенку предлагают сочинить сказку, используя игровой предмет. Например, выбрать из коробки с игрушками себя, а также героев своей истории и разыграть сказку. Для этого можно применить пальчиковые куклы или фигурки, которые вырезаны из бумаги. Ребенок должен придумать им имена, и если хочет раскрасить. Для многих детей полезно придумывать истории, используя маленькие фигурки в песке. Для другие особенно интересно сочинять истории, используя маленькие пробки с нарисованными фломастером лицами.

    Пример 12

    Рассмотрим пример работы с девочкой Ксюшей, которой 7 лет, и у которой есть страхи.

    Жила-была королева Алиана. Она ходила учиться в королевскую школу. В свободные минуты она гуляла одна. Ей нравилось играть в игры, похожие на магазин.

    Ее родители жили в другом замке. И однажды бандит решил переодеться, для того чтобы заманить меня в цирк.

    Я пошла в цирк и села в самый первый ряд. Бандит же подговорил клоуна, и тот вызвал меня на сцену. Я выхожу на сцену, и они меня схватили.

    Меня куда-то увезли. Мне было очень страшно. Я плакала. Побила клоуна. И он умер. Затем я ударила второго клоуна, и он тоже умер.

    4. Предложите ребенку сочинить историю с конкретными игровыми правилами. К примеру, бросать кубик. Если выпадает нечетное число, то надо взять из колоды карточки с изображениями агрессивных персонажей и ввести одного из выбранных персонажей в сказку. Для большего интереса сказку надо сочинять по очереди вместе со взрослым. Кубик бросают тоже вместе, по очереди.

    Пример 13

    Рассмотрим пример работы с девочкой Таней, которой 8 лет, и у которой есть социальные страхи. В данном случае взрослый хочет вывести девочку на игровое проявление агрессии.

    Беседу начинает взрослый:

    - Как-то Таня собралась в школу, уже вышла из дома и тут увидела…

    - Дерево, на котором были листья разных цветов. В каждом листке была сила.

    - Но Тане было неизвестно, какой листок обладал какой силой. Поэтому она сорвала и съела один листок. Оказалось, что это был увеличительный листок, и Таня стала размерок как дом, а может быть и больше.

    Взрослый и ребенок бросили кубик, и Тане выпало нечетное число. Девочка вытащила карточку с Пеппи Длинный Чулок.

    - Таня стала смешной и очень смешной, прям как Пеппи. Один башмак налезал на ногу, а другой совсем нет.

    - Таня-Пеппи веселая и поэтому решила пошутить.

    - Она взяла кастрюлю, обмотала ее гирляндой, и кастрюля заблестела. После Таня надела кастрюлю на голову и пошла к маме, которая была на улице. Когда мама увидела Таню, она упала в обморок.

    Тут взрослому попадается нечетное число, и ему выпадает карточка с Кощеем, которого он вводит в сказку:

    - После того как Таня съела еще один листик, она превратилась в Кощея. И мама, увидев ее, сказала уходи!

    Девочке выпадает нечетное число, на карточке изображен Буратино:

    - После Таня превратилась в Буратино. Кощей – Вы.

    Тане опять выпадает нечетное число, в этот раз на карточке Золушка.

    - Моя учительница превратилась в Золушку. Таня попросила снять Золушку золотую туфельку и кинула ее в Кощея. Туфелька попала ему в рот. Ключом Таня стала бить его по голове, прям как петух клювом.

    - Тогда учительница начала кричать и бегать, чтобы ей отдали ее туфлю. Полезла за своей туфлей Кощею в рот. Кощей же не захотел отдавать туфлю и укусил учительницу. Тогда учительнице пришлось отобрать у Буратино ключ и начать бить Кощея по ногам. Они вдвоем объединились против Кощея, и тому пришлось уйти к директору, чтобы съесть его. Буратино же пошел домой, съел листик и превратился в нормальную девочку.

    В данной случае сказка была применена как терапевтическая метафора. Также она позволила обсудить возможные варианты свободного сочинения сказки ребенком. Сказку можно использовать в качестве игровой оболочки. При таком развитии ситуации, ребенку предлагают принять роль какого-либо сказочного персонажа и выполнять действия, которые совершаются им в сказке. 

    Пример 14

    Рассмотрим несколько примеров.

    Игра «Царевна Несмеяна. В данной игре ребенку предлагается вспомнить сказку о Царевне Несмеяне. Дальше ребнку и взрослому необходимо поочередно становиться Несмеянами. Цель игры, рассмешить Несмеяну. А задача Несмеяны – до последнего не смеяться. Важно дать возможность ребенку пользоваться разными средствами, позволяющими рассмешить Несмеяну. Это может быть мимика, жесты, походка, голос и т.д.

    Игра «Заяц-Хвастун». Для начала взрослому необходимо рассказать историю о Зайце-Хвастуне и тетке Вороне. Заяц из сказки стоял на пеньке и все время хвастался перед другими зайцами: «Я самый смелый и умный! А еще я самый хитрый!». Тетка Ворона же запретила Зайцу хвастаться. После чего собаки поймали Ворону и начали ее трепать, и Заяц помог ей от них освободиться. Это помогло Вороне понять, что Заяц вовсе не хвастун, а молодец.

    Ребенку предлагается сыграть роль Зайца. Для этого его просят встать на стул (пенек) и громко проговорить: «Я самый-самый…».

    В чем же основное преимущество игровых сказочных ролей? Они дают ребенку возможность совершить действия, которые в реальной жизни он сделать не может.

    Преимущества рассмотренных методов работы с дошкольниками и младшими школьниками

    В данной статье мы рассмотрели различные методы работы с дошкольниками и школьниками младших классов. Общая логика во время коррекционных занятий выглядит так. Для начала ребенку дается возможность порадоваться тому, какие действия он совершает во время занятий. Поэтому логично начать занятие с игровой разминки.

    После завершения игровой разминки можно подтолкнуть ребят к проявлению чувств. При активном варианте детям в удовольствие проявлять чувство, которое находится у них на поверхности, а также осуществлять те действия, которые в обычной ситуации делать не разрешено. К примеру, проявить злость. При пассивном варианте дети получают удовольствие от аффективного стимулирования, то есть демонстрации подавленных чувств, находящихся на поверхности при помощи взрослого. Так, например, взрослый создает игровую ситуацию, где ребенок как будто испытывает страх.

    Второй этап работы отведен помощи ребенку выразить и принять чувства и действия, которые глубоко подавлены. Во время третьего этапа ребенку оказывают помощь в принятии в себе подавленных чувств и действий и преображают их таким образом, чтобы они не могли помешать ни ребенку, ни окружающим. При последнем завершающем этапе проводятся работы с главными внутренними конфликтами. Данный этап направлен на создание позитивного новообразования, противоположного уже имеющемуся негативному.

    Так, при работе с детьми, у которых есть одни и те же внутренние конфликты, но проявляющиеся либо в активном, либо в пассивном варианте, методы работы будут различаться исключительно только на первом этапе.

    Замечание 6

    Важно отметить, что данные этапы работы являются условными, необходимыми для психолога в подборе заданий и в отслеживании динамики работы. Также важно работать с играми, которые содействуют одновременному решению нескольких задач.

    Во время работы с ребенком очень важно разрушать стереотипы привычного поведения, являющиеся следствием внутренних конфликтов. Важно предоставить возможность наработать свой личный опыт нового поведения и развить рефлексию личных поступков и действий. Так, например, работая с детьми, которые проявляют защитную агрессивность, важно работать над разрушением стереотипного восприятия ребенка традиционных объектов, имеющих агрессивный характер. Это может быть вампир, монстр и т.д. А также важно работать с собственными агрессивными действиями. К примеру, во время рисования агрессивного персонажа добавить ему не агрессивные элементы: бантики, книжки и т.д. Важно работать над развитием рефлексии агрессивного поведения, иными словами над способностями ребенка анализировать причины и следствия его поведения. Также важно помнить про развитие самоконтроля ребенка в ситуациях, при которых имеет место агрессивная реакция. Это может быть ссора, конкуренция и т.д.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
    Средняя оценка статьи
    4,8 из 5 (20 голосов)