Как развивалась психология. Главные направления современной психологии

Как развивалась психология. Главные направления современной психологии

    Краткая история развития психологии

    В начале ХХ века немецкий психолог Эббингауз Г. говорил о том, что у психологии есть долгое прошлое и лаконичная история. Под «долгим прошлым» исследователь понимал этап развития психологических познаний в других науках, в первую очередь в рамках философии. Но сущностью души человека интересовались раньше, чем возникли философские концепции. Это произошло, когда в принципе появился человек. После душу рассматривали с мифологической и религиозной точек зрения, т.к. эти системы обеспечивали существование первобытных людей. Мифологическая система трактовала следующие явления:

    • сон;
    • сновидения;
    • смерть;
    • болезнь.
    Замечание 1

    Пояснения носили магический характер, тем самым передавая человеческой душе таинственный смысл, основанный на принятии, вере и не достигаемый рациональным путем.

    Но история всегда развивается. Начинают появляться новые тенденции, новые концепции, которые противоречили религиозно-мифологическим способам толкования мира. Появлялись новые рациональные взгляды, которые стремились объяснить вещи природы при помощи причин их происхождения. В Древнем Египте, Китае, Индии за несколько тысячелетий до н.э. в философии сформировались учения об устройстве мира и о сущности жизни человека, которые до сих пор актуальны.

    Приблизительно в то же время в античной Греции, на Западе начали формироваться и развиваться представления о душе. Философы рассматривали душу как естественное явление. Это была отправная точка для нового представления о психической жизни.

    Говоря вкратце об истории развития психологии, то ее условно можно разделить на два исторических периода. Поэтому дальше рассмотрим развитие психологического знания и основные направления психологии.

    Первый этап развития психологических идей

    Данный этап характеризуется тем, что философы Запада и античной Греции начали изучать и объяснять понятие души. В этом периоде можно выделить следующие имена:

    1. Платон (427 – 347 до н.э.);
    2. Аристотель (384 – 322 до н.э.);
    3. Гиппократ (приблизительно 460 – 377 до н.э.);
    4. Клавдий Гален ( 129(131) – 200 (210) гг.);
    5. Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.)

    Платон сформировал учение, которое является первым классическим видом объективного идеализма. Он считал, что:

    Определение 1

    Индивидуальные души – это недостаточные образы общей универсальной мировой души.

    Именно он определил границы между телесным и духовным. Где бренное тело – «темница» для нематериальной и бессмертной души, которое странствует по миру и телам. Изучение мира представляет собой припоминание душой созерцаемых идей до соединения с телом.

    Замечание 1

    Платон ученик Сократа.

    Аристотель дал противоположенное объяснение душе и написал работу «О душе», которая является первым специальным психологическим трудом. Аристотель считал, что душу и тело делить нельзя. Он говорил, что они составляют единое целое и являются основной для жизни. Душа умирает вместе с телом. Для философа душа была функцией организма, так как она стремиться к какой-то цели. Аристотель сформировал вывод: все существа на Земле имеют душу, но у каждого она разная. Например:

    • у растений – растительная (выполняет вегетативную функцию);
    • у животного – животная (выполняет чувственно-двигательную функцию);
    • у человека – разумная и представляет собой три уровня развития (божественные разум и воля, которые могут отделяться от тела).

    Учение Аристотеля противоречиво и непоследовательно, но оно повлияло на ход развития других психологических мыслей, которые актуальны по сей день.

    Римский врач Гиппократ тоже внес определенный вклад в историческое развитие психологии. Он сформировал учение о душе, основываясь на открытия и опыт.

    Клавдий Гален создал учение о темпераментальных свойствах личности. Также он сформировал четыре типа темперамента:

    • меланхолик;
    • сангвиник;
    • холерик;
    • флегматик.

    Фрэнсис Бэкон завершил эпоху развития психологического знания через душу человека. Система взглядов исследователя заложила базу эмпирического познания души и ее способностей. Бэкон предложил отказаться от абстрактного изучения души и перейти к эмпирическому изучению явлений и процессов психики. Он отделил науку о душе от науки о теле. В первой Бэкон выделил науки о душе :

    • рациональной божественной;
    • нерациональной;
    • чувствующей;
    • телесной;
    • общей для человека и животного.

    Это стало основополагающим новой концепции «наука о сознании».

    Второй этап развития психологических идей

    Во втором этапе можно выделить следующие имена:

    • Рене Декарт (1596 – 1650гг.);
    • Джон Локк (1632 – 1704гг.);
    • Готфрид Лейбниц (1646 – 1716гг.);
    • Томас Гоббс (1588 – 1679гг.);
    • Бенедикт Спиноза (1632 – 1677гг.);
    • Дэвид Юма (1711 – 1776гг.);
    • Дэвид Гартли (1705 – 1757гг.);
    • Джозеф Пристли (1733 – 1804гг.);
    • Джеймс Милля (1773 – 1836гг.);
    • Джон Стюарт Милля (1806 – 1873гг.);
    • Христиан Вольф (1679 – 1754гг.);
    • Жюльен Ламетри (1709 – 1751гг.);
    • Клод Гельвеций (1715 – 1771гг.);
    • Этьен Кондильяк (1715 – 1780гг.);
    • Георг Прохазки (1749 – 1820гг.);
    • Чарлз Белл (1774 – 1842гг.);
    • Франсуа Мажанди (1783 – 1855гг.);
    • Герман Гельмгольц (1821 – 1894гг.);
    • Франс Дондерс (1818 – 1889гг.);
    • Эрнст Вебер (1795 – 1878гг.);
    • Густав Фехнер (1801 – 1887гг.);
    • Иван Михайлович Сеченов (1829 – 1905гг.).

    Второй этап начинается с исследований Декарта Р. Он считал, что в философии и в науке на первом месте должно стоять сомнение, которому подвергается все. Если человек начинает мыслить, то он существует. Мышление является то, что делается осознанно.

    «Сogito ergo sum» — «Мыслю — следовательно, существую».

    Определение 2

    Осознанность – это признак, который отделяет психическое от непсихического, физиологическое и телесного процессов.

    Исследователь предложил использовать самонаблюдение – интроспекцию, в качестве концепции эмпирического познания. Мысли, разработанные Декартом, стали основной развития психологии, а в XVII-XIX веках способ интроспекции начали применять в познании сознания.

    Представитель эмпирической тенденции в философии Локк Дж. считал, что разум пассивно отражает воздействие среды, что имеет общий процесс – перцепцию. Философ разделил опыт на два типа:

    • внешний (базируется на чувствах, результат – простые идеи);
    • внутренний (формирование данного опыта происходит на базе манипуляций ума с простыми идеями, которые порождают сложные).

    Эти два типа становятся доступными в случае самонаблюдения. Простые мысли связываются друг с другом при помощи закона ассоциаций по:

    • сходству;
    • контрасту;
    • смежности;
    • времени.

    Способ перцепции был дополнен апперцепцией, которую предложил немецкий ученый Лейбниц Г. Данное понятие означало психическую силу, которая формировала цели действий и произвольный характер. Философ впервые определил неосознанные самонаблюдению явления, так как он считал, что в душе существует процесс «малых перцепций».

    В XVIII веке развитие психологических идей протекало в рамках ассоциативного и эмпирического познания. Исследователи ассоциативной психологии Декарт Р., Гоббс Т., Спиноза Б., Локк Дж. использовали ее в качестве объяснения психических процессов. Первую предпосылку развития этой тенденции можно найти в трудах Платона и Аристотеля. Юм Д. считал, что ассоциация является объяснительным принципом психики. В это время Локк Дж. вводит само понятие «ассоциация», которое служило для обозначения связи случайных идей.

    В середине XVIII века появляется новое учение, получившее название «классический ассоцианизм», где ассоциации являются объяснительным принципом психики в целом. Широкое развитие данной тенденции было в Англии и к представителям можно отнести: Гартли Д., Пристли Дж., Милля Дж., Миллч Дж.С. Гартли внес следующий вклад в развитие психологии:

    • создал первую сформированную систему ассоциативной психологии;
    • построил модель сознания аналогичные физическим моделям Ньютона на базе принципа элементаризма, т.е. простые элементы сознания имеют связь между собой, которые сложились при помощи ассоциаций.

    Следующим элементом в историческом развитии психологии можно выделить введение немецким философом Вольфом Х. термина «эмпирическая психология», который обозначал дисциплину с задачами изучения определенных явлений психики. Данную психологию развивали: Ламетри Ж., Гельвеций К., Кондильяк Э. Они заостряли внимание на активности субъекта в восприятии мира.

    В XIX веке на историческое развитие психологии повлияли исследования и открытия анатомии и физиологии мозга, главным образом учение о рефлексии. Данное учение изучалось Прохазки Г., Беллой Ч., Мажанди Ф. Они рассматривали рефлекторный механизм человека, двигательный и сенсорный отделы нервной системы. Вебер Э., Фехнер Г., Дондерс Ф., Гельмгольц Г. изучали физиологию и физику психики. Они сформировали ее закономерности и факторы. Именно эти исследования стали отправной точки для развития психологии как самостоятельной науки.

    Сеченов И.М. тоже занимался рефлексией и создал теорию рефлексии психики. Он считал, что психические процессы, высшие проявления сознания и личности развиваются по механизму физиологического рефлекса.

    Вывод

    История не стоит на месте, поэтому первые познания в области психологии были изжиты.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
    Средняя оценка статьи
    4,7 из 5 (19 голосов)