Человек как субъект познания
Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость

Человек как субъект познания

    В современной психологии рассматривается человек как субъект познания, его измененные состояния сознания и бессознательное, высшие и натуральные психологические функции, особенности восприятия, ощущения, внимания, воображения, памяти и мышления, речи, когнитивных стилей и интеллекта. Так взаимодействие с внешним миром отображается человеческим сознанием. Само понятия «со-знание» значит «совместность знания». Носителем знаний выступает слово, рассматриваемое в виде знака.

    Следовательно, появление и дальнейшее развитие сознания напрямую связано со становлением языка, в процесс онтогенеза – с последующим развитие речи. Это приводит к становлению способности обозначать познаваемое, наделяя воспринимаемые явления и факты действительности смыслом. Сознание не только лишь отражает внешний мир непосредственно во внутреннем плане. Оно конструирует образ мира в качестве субъективной реальности.

    В рамках когнитивной психологии «сознание» обозначает заключительный этап познавательного процесса, который считается сложным многоэтапным психическим феноменом человеческого восприятия, переработки и последующего создания новой информации. Процесс познания при этом может быть ориентирован на внешний объективный мир или же на внутренний (рефлексия и самопознание).

    Познавательная деятельность свойственна всем высокоорганизованным видам, не только людям. А вот самопознание и рефлексия – феномены, которые разграничивают человека от прочих живых существ. Они определяют в человеке человеческое. Именно благодаря ним рассматривается человек как субъект познания.

    В своей работе «Феномен человека» Пьер Тейяр де Шарден выделил ступень рефлексии, отметив ее как пороговую для проявлений мыслительных возможностей человека. Речь шла про проявление внутренних факторов организации жизни, способность осознавать себя «вчера» и «сегодня», а также проектировать собственное «завтра». Благодаря сознанию и его рефлексивной составляющей человек обретает способность к эффективной и гибкой адаптации к окружающему миру, становится независим от конкретики мира материального, может выстраивать и конструировать образы мира, работая с собственной реальностью, со своей субъективной реальностью.

    Особенности человеческого сознания

    Во многом сознание человека выражается в способности отделения своего «я» от окружающей среды и прочих людей – «не я», в способности смыслового отражения действительности. Поршнев Б.Ф. показывал, что человек изначально должен обладать социальным сознанием. А разделение на «они» и «мы» было более ранним, чем на «оно», «она», «он», «ты», «я». Свойства сознания изначально сохраняют свою первозданную коммуникативную функцию и основу.

    Чтобы человек что-то осознал, ему нужны социокультурные средства осознания, которые выражаются словом или другой знаковой системой. Знак обретает смысл при коммуникации. То есть при необходимости целенаправленной передачи информации другому (или другим) в отрыве от непосредственной ситуации взаимодействия, либо вне непосредственного наличия обозначенного объекта. Сознание представляет собой способность отдельного субъекта целенаправленно соотнести себя с окружающим миров, вычленив себя из него, противопоставляя себя миру.

    Специалисты отмечают, что сознание – это определенный знаково опосредованный уровень активного взаимодействия отдельного индивидуума с окружающей средой непосредственно в системе субъект-объектных или субъект-субъектных отношений. Сознание может проявиться в таких функциональных режимах, как переживание, рефлексия, бессознательное и сознательное:

    Рисунок 1. Типология режимов функционирования сознания (по Ф. Е. Василюку)

    Понятие «переживание» рассматривается в связи с эмоциональной сферой определенной личности личности. Чтобы разобраться в нем детальнее, следует проанализировать понятия «рефлексия», «сознательное», «бессознательное».

    Определение рефлексии

    Так рефлексия, как явление, осознавалось в истории гуманитарной мысли давно. За ним укреплялось понимание не географическое, а психологическое, напрямую связанное с самопознанием, самонаблюдением, размышлением.

    Мыслители различных эпох обращались к этой человеческой способности. Аристотели рассуждал о мышлении над мышлением, Платон и Сократ о самопознании, Августин – о достоверности знания, Фома Аквинский – о понимании внутренних слов, Рене Декарт – о рациональности сознания.

    Понятие «рефлексия» изначально было схожим с осознанием опыта, его пониманием. Его ввел Дж. Локк. Он образно описывал такое явление: в человеческой голове условно находится другой маленький человечек, наблюдающий и фиксирующий действия большого. Такие наблюдения именуют рефлексией. Обсуждая модель, которую предложил Дж. Локк, возник вопрос – какие действия этот маленький человечек совершает? Ведь по существу выходит, что он делает то же, что и большой – фиксирует и сравнивает, обобщает и различает, выражает некими знаковыми формами все, что наблюдает во внешнем мире.

    Замечание 1

    Различия лишь в направленности. То есть первый – делает, второй – наблюдает за действиями. Поэтому И. Кант не случайно считал, что действие сравнения – ядро рефлексии. Развитие представлений об этом и переход от созерцательности к деятельности был связан с идеями Гегеля и Фихте.

    Рефлексию начали понимать, как особую субъективную активность, всеобщую для всех существующих субъектов деятельности. Такой сдвиг с позиции наблюдения до позиции деятеля, фактически преобразователя, привел к другому пониманию места, функций и роли рефлексии. Но самую главную роль в понимании описанных рефлексивных процессов сыграло все-таки размышление.

    Фихте считал, что человек может быть свободным от собственного мышления, если вынести его, положить перед собой, объективировать. Линию этих суждений продолжил Гегель в конструировании методики восхождения от абстрактного непосредственно к конкретному.

    Слово «рефлексия» пришло в Россию из Европы еще в Петровские времена, хоть стало более-менее понятным лишь после упоминания в работах Белинского В.Г. Он использовал данный термин, когда анализировал образы персонажей Лермонтова в схеме «абстрактное – рефлексивное – конкретное». Понятие конкретного и абстрактного в отечественной науке хорошо закрепляются, но вот понятие рефлексивного растворяется надолго. Оно не входит в широкую практику специальных философских текстов, да и в обиходную речь. Само слово становится расхожим лишь к концу двадцатого века, хотя раньше его наблюдали в разных контекстах.

    Алексеев Н.Г. выделял следующие характерные признаки применения термина «рефлексия»:

    • отражение (отображение) поступившего субстратом (свет лампы – рефлектором, волна моря – берегом, опыт – человеческим сознанием);
    • отражение (отображение) преобразуется согласно природе отображающего;
    • интенциональное направление на нечто бывшее (на прошедший опыт).

    Феноменология сознания раскрывается через его присутствие и отсутствие, через искажение и вытеснение, а также через прочие психические явления и процессы.

    Взаимодействие сознательного с бессознательным

    В психологии целый ряд концепций и теорий рассматривает человеческую психику, как некий процесс взаимодействия бессознательного с сознательным. Так последнее – осознаваемое, часть психики, которая регулируется произвольно. Неосознаваемое или же бессознательное – часть психики индивида, в отношении которой нет субъективного контроля личностью. Бессознательное противопоставляется сознательному.

    З.Фрейд в рамках психоанализа рассматривает центральную проблему динамики сознательного и бессознательного, выделяя два источника содержания последнего:

    • то, что раньше было в сознании, но теперь вытеснено в бессознательное, за пределы сознания, непроизвольно забытое;
    • то, что существует в психике из-за давления определенных моральных норм и не допускается до осознания.

    Юнг К.Г. выделил еще одну сферу психики – коллективное бессознательное. Оно обозначает целую совокупность универсальных неосознаваемых психических архетипов, структур, механизмов, образов, импульсов, инстинктов, наследуемых людьми, то есть передаваемых от одного поколения к другому, как субстрат психического бытия, который включает определенных психический опыт от предшествующих поколений.

    Сознание может быть в нормальном состоянии, если говорят, что человек сознательно совершал поступки, излагая собственные суждения произвольно. Сознательное состояние рассматривается во взаимосвязи с целенаправленностью и произвольностью, опосредованностью такими культурными средствами, как речь и знаки. Феноменология сознания при этом зачастую раскрывается исключительно через измененные состояния сознания. Они представляют собой качественные перемены в психологическом функционировании сознания или в субъективных переживаниях, отслеживаемых человеком, либо отмечаемых сторонним наблюдателем.

    Причем, в последнем случае речь не идет о психозах. Рассматриваются именно различные изменения состояний человеческого сознания. К ним человек зачастую стремится осознанно. Яркий пример тому: при химическом воздействии наркотические средства или алкоголь, при физиологическом – психофизические нагрузки или гипервентиляция легких, при психоэмоциональном воздействии – состояние стресса, аффекта, гипноза, при перцептивных воздействиях – галлюцинации, иллюзии, сенсорная депривация. Среди нормальных состояний человеческого сознания выделяют бодрствования, сновидение, глубокий сон.

    В 1950-м Перовский В.А. предложил различать измененное и ясное состояние сознания и самосознания. Критерием ясности сознания стала обратимость саморефлексии. То есть «след в след», который сопровождает человеческие действия, а также динамику его психических состояний. То есть человек может при необходимости вернуться назад, вновь пройти пройденное. В данном контексте измененные состояния сознания характеризуются необратимостью саморефлексии. То есть человек не может возвращаться в прошлое с тем, чтобы вновь заново пройти тот же путь.

    Критерии возникновения измененных состояний сознания

    Современные исследователи измененных состояний Россохин А.В., Петренко В.Ф. и В.В. Кучеренко выделили несколько критериев возникновениях измененных состояний человеческого сознания:

    • переход от преимущественной опоры на вербально логические понятийные структуры, к отражение в форме определенных наглядно-чувственных (довербальных) образов;
    • изменение эмоциональной окраски отражаемого в сознании внутреннего опыта, который сопровождает переход к новым формам категоризации;
    • изменение процессов рефлексии, самосознания, внутреннего диалога;
    • присутствие фрагментов внутреннего диалога во внешнем диалоге;
    • изменение восприятия времени и последовательности событий, происходящих непосредственно во внутренней реальности, их частичное или полное забвение, обусловленное трудностью, а порой и вовсе невозможностью перевода внутреннего опыта, который получен в измененных состояниях, на язык так называемой социально-нормативной формы категоризации.

    Спивак Д.Л. и Спивак Л.И. типологизируют измененные состояния сознания на базе их способов вызывания:

    • искусственно вызываемые: специальными процедурами (холотропное дыхание или сенсорная депривация) или же психоактивными веществами (алкоголь, галлюциногенные грибы, психоделики, дурман, химические препараты, марихуана);
    • психотенически обусловленные: аутогенные тренировки, религиозные обряды, осознанные сновидения, медитативные состояния, гипнотический транс;
    • спонтанно возникающие в условиях, обычных для человека (значительное напряжение, спортивные игры, прослушивание музыки), либо в необычных, но вполне естественных обстоятельствах (при нормальных родах), либо в необычных и при этом экстремальных условиях (при пиковых переживаниях, околосмертном опыте, посттравматических стрессовых расстройствах).

    Высшие психические функции

    Раскрывая природу человеческой психики Выготский Л.С. в своих трудах «развитие высших психических функций» выделял высшие психические функции.

    Фундаментальная идея предусматривает социальное опосредование психической деятельности человека, орудием которого выступает слово (знак). Выготский выделяет две линии развития – натуральную, то есть физическое развитие человека с момента его рождения и культурно-историческую, возникающую уже при общении в знаковых формах. Высшие психические функции, свойственные лишь людям, противопоставляют натуральным, которые присущи животным.

    К натуральным психическим функциям относят ощущение и восприятие, детское мышление и непроизвольную память. К высшим – абстрактное мышление, произвольную память, речь, произвольное внимание, а также воображение. Это более сложные, прижизненно формирующиеся процессы психики. Они социальны по своему происхождению, то есть приобретаются в процессе общения, произвольные (выполняемые сознательно) и имеющие опосредованный характер (выражаются в знаковых системах, сложившихся исторически). Психическая история развития всего человечества, может быть рассмотрена, как развитие отдельных знаковых системы. Но вот индивидуальное развитие человека – интериоризация знака непосредственно во внутренний план его психики уже в процессе общения.

    У человека, как утверждал Выготский Л.С., нет четкой врожденной формы поведения в окружающей среде. Развитие человеческой психики образуется при присвоении исторически выработанных способов и форм деятельности. Постулируется структурная аналогия между внутренней умственной деятельностью и предметной. Так внутренний план сознания в русле культурно-исторической психологии рассматривается, как деятельностно освоенный внешний мир.

    Активная и адаптивная психические функции при этом базируются на перцептивных возможностях определенных сенсорных систем, однако на сознательном уровне факты психической жизни приобретают конкретную знаковую форму.

    Сенсорная система базируется на чувствах и ощущениях. Это часть нервной системы, воспринимающая определенные сигналы из окружающей, либо внутренней среды. Перцепция – чувственное отражение действительности в восприятиях и ощущениях (обонятельное, слуховое, зрительное восприятие).

    Определение 1

    Ощущение – самый простой психический процесс отражения отдельных свойств, а также состояний внешней среды, который возникает при воздействии на зрение, слух, обоняние, осязание, вестибулярный аппарат, тактильные рецепторы.

    Ощущение представляет собой дифференцированное восприятие внешних или внутренних стимулов, а также раздражителей при участии нервной системы. Ощущение – вне сознания, его относят к числу натуральных психических функций.

    Определение 2

    Восприятие – процесс познания, на его основе формируется общая субъективная картина всего мира.

    Человек получает ее с помощью органов чувств, которые формируют определенный целостный образ объекта, который воздействует на анализаторы непосредственно через совокупность ощущений, инициируемых объектом. При приобретении свойства произвольности и опосредованности знаковыми системами восприятие преобразуется из натуральной функции в высшую.

    Восприятие, как форма чувственного отражения предмета, включает обнаружение целого объекта, различает отдельные признаки в нем, выделяет информативное содержание, адекватную цель действия, формирует чувственный образ. Восприятие предполагает осознание факта стимулирования и определенные представления о нем, которые связаны с предшествующим опытом и устоявшейся системой представлений, которая закрепляется в знаковых системах.

    Определение 3

    Восприятие – процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов, который связан с прочими познавательными процессам, в частности с памятью и с вниманием.

    Восприятие выражается в определенной форме сосредоточения на сенсорном сигнале, его анализе, интерпретации для создания осмысленного представления обо всем окружающем мире.

    Разновидности человеческого восприятия

    На сегодняшний день специалисты выделяют 5 разновидностей восприятия по модальности. Их выделяют по ведущим анализаторам, которые принимают активное участие в построении так называемого перцептивного образа. Речь идет про вкусовое, обонятельное, тактильное, слуховое и зрительное.

    Кроме того, различают виды восприятия по объекту восприятия: пространства и времени, скорости и движения, музыки и художественных образов, символов, событий, другого человека. Также разделяют рациональное и эмоциональное восприятие, в зависимости от рефлексивной или эмоциональной составляющей осознания воспринимаемых образов и чувств, которые при этом возникают.

    Восприятие окружающего мира – целостно, комплексно, ведь это определенный результат совместной деятельности разных органов и чувств, которые репрезентированы в знаковые системы, интегрированы в целостный феномен, то есть в образ мира.

    Восприятие сложных факторов, а также явлений окружающего мира (социальных, природных, знаково-символических, предметных) неразрывны в сознании с памятью о предшествующем перцептивном опыте, воображением, мышлением.

    Определение 4

    Существуют определенные пороги восприятия (пороги чувствительности или пороги ощущений) – это величина раздражителя ,который вызывает или меняет ощущение, восприятие.

    Пороги восприятия обратно пропорционально количественному показателю чувствительности. Ведь их существование становится центральной закономерностью ощущений. При определенных физических показателях, которые ниже или выше пороговых, сенсорные стимулы не могут достичь уровня сознания, они не становятся фактами восприятия.

    Определение 5

    Нижний абсолютный порог восприятия – величина минимальная, она вызывает ощущение раздражения впервые. Верхний же – способствует исчезновению ощущения, либо его качественному изменению.

    Зачастую в таком случае ощущение превращается в болевое. При минимальном приросте величины раздражителя, которые сопровождается практически незаметным изменением, констатируют разностный, то есть дифференциальный порог восприятия.

    Кроме восприятия образов и объектов выделяют особенности восприятия движения, времени, пространства. В последнем случае рассматривается способность человека к восприятию пространственных характеристик окружающего мира, то есть формы и величины предметов, их взаимного расположения. Восприятие пространства напрямую связано с бинокулярностью зрения, либо с опытом пространственно перемещения, конкретных действий в пространстве.

    Восприятие пространства опирается и на другие системы анализаторов, работающих совместно. Оно может протекать на различных уровнях. Основой восприятия трехмерного пространства считается функция специального вестибулярного аппарата, который расположен непосредственно во внутреннем ухе и связан с глазодвигательными мышцами. Поэтому каждое изменение в вестибулярном аппарате вызовет рефлекторное изменение и в положении глаз. Восприятие глубины пространства обеспечивает бинокулярное зрительное восприятие, а также ощущение мышечных усилий от конвергенции глаз.

    На сегодняшний день гештальт психологи выделяют законы структурного восприятия. Хорошо закрепленный опыт может воздействовать на восприятие глубины, а порой приводит к формированию иллюзий. Восприятие пространства тоже связано с восприятием расположения предметов относительно друг друга.

    Но вот восприятие времени – это образное отражение длительности, последовательности, скорости протекания. В построении временных аспектов всей мировой картины принимают участие всевозможные анализаторы, самыми значимыми среди них считаются слуховые и кинестетические ощущения. Индивидуальное восприятие продолжительности временных периодов зависит от цикличности, ритмичности, монотонности, интенсивности, изменчивости, деятельности, а также от эмоциональных состояний.

    Поэтому в восприятии времени различают восприятие временной деятельности и восприятие временной последовательности. На личностном уровне это связано с переживанием себя непосредственно континууме прошлого, настоящего и будущего.

    Определение 6

    Восприятие движения – определенный процесс психического отражения изменений пространственных свойств, а также отношения среды с самим наблюдателем.

    Оно может происходить непосредственно, опосредованно, либо чувственно. В последнем случае речь идет про ощущение самого движения. Опосредованно – значит на основе конкретных умозаключений о том, что соответствующий объект движется, занимая различные пространственные позиции в разные моменты времени.

    Однако следует учесть, что существует восприятие действительно движения, при котором движущийся воспринимается реально, а также восприятие иллюзорного движения. Оно возникает при наблюдении за неподвижными объектами. Это называют феноменом иллюзорного движения.

    Искаженное восприятие действительности

    Искаженное восприятие действительности – это иллюзии, которые заставляют человека испытывать чувственные впечатления, которые далеки от настоящих. Это провоцирует возникновение ошибочных суждений об определенном объекте восприятия. «Искаженное» значит, что осязаемое, видимое, слышимое вовсе не соответствует конкретной объективной ситуации. Среди самых известных иллюзий выделяют:

    • иллюзии, которые связаны со строением зрительного органа (светлые предметы кажутся большими, чем темные, равные им по величине);
    • переоценка длины вертикальных линий сравнительно с горизонтальными;
    • контрастные иллюзии (величины фигур зависимы от окружения, где они находятся, в итоге один и тот же кружок может казаться большим среди меньших и меньшим среди больших);
    • перенесение свойств целостной фигуры на отдельные части (фигура воспринимается не полностью, человек акцентируется на ее отдельных частях);
    • кажущееся искажение направлений линий (параллельные линии выглядят изогнутыми под воздействием других линий, которые их пересекают);
    • переоценка величин острых углов.

    Однако помимо иллюзий, которые человек сознательно может отследить, существую и галлюцинации. Они сознательно не контролируются, они подчиняют человеческое сознание. Галлюцинации – это образ, который не соответствует внешнему раздражителю. Они возникают при чрезмерной усталости, употреблении определенных психотропных веществ, либо при некоторых психических недугах.

    Определение внимания

    Внимание представляет собой процесс, а также состояние избирательной направленности восприятия на определенный объект. Оно бывает произвольным, полупроизвольным, либо непроизвольным. Внимание всегда присутствует в сознательной деятельности. Оно выступает, как неотъемлемая сторона познавательных процессов, напрямую связанных с человеческой деятельностью.

    Изменение внимания выражается изменением переживания степени ясности, отчетливости содержания, которое является предметом конкретной деятельности человека. Внимание всегда находит выражении в отношении к объекту. За ним стоят интересы, за ним и потребности, установки, направленность человек и вся его личность. Внимание характеризую уровнем и объемом, скоростью переключения и концентрацией, длительностью и устойчивостью, избирательностью (селективностью) и распределением.

    Особенности человеческой памяти

    Память представляет собой психическую функцию, а также один из видов познавательных процессов, которые призваны сохранять, накапливать, воспроизводить информацию. Это способствует организации последующей деятельности. Нуркова В.В. определяет память, как некий процесс запечатления, изменения, сохранения, воспроизведения, утраты, узнавания прошлого опыта, которые делает возможным его использование в деятельности, либо в восстановлении его непосредственно в сфере сознания.

    По особенностям восприятия, переработки, воспроизведения информации и по доминирующим модальностям выделяют несколько видов памяти:

    • по сенсорной модальности – визуальная (зрительная), кинестетическая(моторная), аудиальная (слуховая), болевая, вкусовая память;
    • по организации запоминания – семантическая, эпизодическая, процедурная;
    • по содержанию – наглядно образная, моторная, аффективная или эмоциональная, словесно-логическая;
    • по временным характеристикам – кратковременная, ультракратковременная, долговременная;
    • на наличию волевой регуляции и осознанной цели – произвольная и непроизвольная;
    • по использованию знаковых средство – опосредованная и не опосредованная;
    • по степени осмысленности – смысловая и механическая.

    К главным свойствам памяти относится объем, точность, скорость запоминания, воспроизведения и забывания. Объем памяти ограничен. Поэтому успешность воспроизведения большого количества материала связана с характером распределения повторений во времени, личностными особенностями человека, с эмоциональной и субъективной значимостью для запоминаемых фактов и событий.

    К основным процессам памяти относится:

    • запоминание;
    • хранение;
    • воспроизведение;
    • узнавание;
    • забывание.

    Кроме того, выделяют целый перечень функций автобиографической памяти. В их числе:

    1. Интерсубъективные, которые предусматривают достижение социальной солидарности, либо отверженности, передачу уникального жизненного опыта, становление межличностных контактов, предсказание поведения остальных людей по аналогии с событиями собственной жизни, а также эмпатийную функцию;
    2. Интерсубъективные – саморегуляция и осознанное построение, либо выбор индивидуально приемлемых жизненных стратегий;
    3. Экзистенциальные – формирование личности, установление определенных интервалов самоидентичности, смыслообразование, самопознание посредством четкого автобиографического анализа, самоопределение и осознание уникальности собственной жизни, а также финальная интеграция личности.

    Специалисты сходятся во мнении, что о личности говорит и то, что она помнит, и то, что она забывает. Но феномен забывания порой связан с отсутствием определенной значимости к некоторым жизненным фактам, либо наоборот чрезмерной значимостью вплоть до травматичности, что вызывает защитный механизм, вытесняющий это из памяти и сознания.

    Особенности человеческого воображения

    Воображение представляет собой способность человеческого сознания создавать определенные представления, идеи, образы посредством переработки материала восприятий, а также представлений, полученных предшествующим опытом. Воображение имеет ключевое значение в процессе планирования, моделирования, игры, творчества и памяти. Его классифицируют по различным основаниям:

    • по результатам – продуктивное и репродуктивное;
    • по степени целенаправленности – произвольное или активное и пассивное или непроизвольное;
    • по виду образов – абстрактное или конкретное;
    • по степени волевых усилий – преднамеренное или непреднамеренное;
    • по приемам воображения – схематизация, типизация, гиперболизация, агглютинация.

    Развитие воображения происходит преимущественно в детском возрасте. Ему способствуют ситуации незавершенности, разрешение и поощрение некоторых вопросов, стимулирование самостоятельных разработок и независимости, билингвистический опыт, позитивное внимание со стороны взрослых.

    Развитию воображения препятствует неодобрение воображения, конформность, жесткие полоролевые стереотипы, разделение обучения и игры, готовность к изменению любой точки зрения и преклонение перед определенными авторитетами.

    Определение мышления человека

    Феномен воображения и творчества был раскрыт Гилфордом через «дивергентное мышление». Основными характеристиками такого термина стали гибкость и беглость, точность и оригинальность. Мышление определили, как процесс опосредованного, обобщенного отражения действительности в существенных отношениях и связях. За основу мышления взято произвольное оперирование образами, которое позволило решить проблемные ситуации во внутреннем плане. Мышление напрямую связано с речью и действием.

    Рубинштейн считал, что «мышление – познавательная теоретическая деятельность, которая напрямую связана с действием. Лишь познавая действительность, оказывая на нее воздействие, человек понимает и изменяет мир. Действие является первичной формой существования мышления, а первичным видом мышления считается мышление в действии.» То есть все процесс мышления напрямую связаны с мыслительными операциями, в числе которых анализ и синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование. Результат процесса мышления – понятия, суждения, умозаключения.

    Мышление человека – речевое. Его становление происходит при общении друг с другом, во время становления речи. Мышление дает возможность получать знания об определенных объектах, свойствах, отношениях окружающего мира, которые не смогут быть восприняты первой сигнальной системой. Мышление – высшая психическая функция. Это произвольной, но целенаправленный процесс, который опосредован определенными знаковыми системами, первой из них является человеческая речь.

    В настоящее время выделяют три варианта решения проблемной ситуации, в числе которых наглядно-действенное, словесно-логическое и наглядно-образное. Первое предусматривает непосредственное действия с соответствующими объектами исключительно во внешнем плане. Наглядно образное решает проблему через действия, но уже внутренне. Понятийное мышление – словесно логическое развязывает поставленные задачи непосредственно на абстрактном уровне.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
    Средняя оценка статьи
    4,6 из 5 (10 голосов)