Теория воспитания в гражданского обществе

Теория воспитания в гражданского обществе

    Понятия «гражданское воспитание» и «гражданское общество» неотделимы друг от друга. Причем второй термин своими корнями уходит в эпоху античности. Древние философы полагали, что гражданское общество взаимосвязано с политической жизнью страны. Быть членом политики в то время означало быть членом страны а, значит, обязанным жить и работать по его законам и без нанесения ущерба остальным гражданам.

    Исторические аспекты гражданского воспитания

    Глубоко рассматривал исторические аспекты гражданского воспитания Аристотель. Ученый прямо связывал выполнение гражданских обязанностей с человеческой нравственностью и воспитанием. Он так же, как и Плутарх, полагал, что правительство обязано заниматься воспитанием ряда добродетелей, основными из которых были мужество, рассудительность и ответственность.

    Практически все положения о гражданском воспитании древнегреческих философов поддерживали философы Нового времени. Вот, например, Д. Локк использовал понятия «гражданское общество» и «государство» как заменяющие и дополняющие друг друга. Он утверждал, что человек обязан проживать по естественным законам и законам своего государства.

    В зарубежной педагогике наибольший вклад в развитие теории гражданского воспитания привнес немецкий педагог Г. Кершенштейнер, отметивший необходимость целенаправленного формирования у детей гражданственности. Одновременно с этим опорой гражданского воспитания, по его словам, должно быть трудовое воспитание.

    В российском государстве у истоков гражданского воспитания был советский педагог В.А. Сухомлинский. Однако целенаправленное изучение «граждановедческих дисциплин» в стране началось с 1990 года, со времен начала преподавания «Граждановедения». Задачей этого курса было формирование гражданских качеств личности школьника, а также подготовка к его самоопределению в существующих условиях через становление нравственной, политической и правовой культуры.

    Замечание 1

    В современном мире проблема гражданского воспитания имеет особое значение для государства и общества в целом. Сегодня перед учеными, которые исследуют процесс гражданского воспитания, стоят новые задачи. При их выяснении следует исходить из положительного опыта, теоретических положений, применения инновационных технологий, социальных характеристик современного подрастающего поколения.

    Показатели гражданского воспитания

    Главным показателем воспитания человека является гражданственность, под которой понимается интегративное качество личности по следующим аспектам: мировоззрение, поведение, оценка и культура. Регулярное отслеживание уровня гражданской воспитанности обучающихся представляет важную составляющую педагогического процесса, которая дает информацию о реализации воспитательных целей для последующего программирования и регулировки воспитания.

    Большую значимость в гражданском воспитании имеет учитель. Убежденный друг молодого поколения, интеллигентный гуманист-интеллигент, преданный Отчизне, ценитель отечественной культуры: далеко не весь список характеристик, которыми обязан обладать каждый педагог. Воспитывая граждан своего отечества, наставник, прежде всего, должен и сам быть таковым.

    Гражданские качества достаточно широко проявляются в дополнительном образовании (разнообразные краеведческие и патриотические кружки). Собственно гражданские качества у учащихся проявляются и при самоуправлении. Основополагающим условием эффективности гражданского воспитания выступает системность проведения мероприятий в данной области.

    Основы гражданского воспитания

    Определение 1

    Воспитание – это процесс регулярного и целенаправленного воздействия на человека, его духовное и физическое формирование в целях подготовки к производственной, социальной и культурной жизнедеятельности.

    Эффективную деятельность по гражданскому воспитанию обуславливают совместные усилия семьи, школы и государственных органов. Государство призвано поддерживать и обеспечивать соблюдение прав людей, следить за исполнением законов, без которых жизнедеятельность гражданского общества немыслима.

    Определение 2

    Человек, воспитанный в духе гражданственности – это самостоятельная личность, которая способна без посторонней помощи подвергать анализированию разные действия и имеет свою точку зрения.

    Воспитание гражданственности реализуется в процессе всей жизни ребенка, но главным средством воспитания является учение. Потому первостепенным условием успешности гражданского воспитания детей и подростков становится правильная организация их процесса обучения. В ходе учебы складывается полная картина мира, изучаются закономерности и механизмы жизнедеятельности общества и человека. Система познаний, между тем, играет значимую роль в формировании гражданских убеждений учащихся и закладывает прочную базу гражданского мировоззрения. С этой целью разрабатываются гражданские концепции и идеи, заложенные в основу разных дисциплин через программы и учебные пособия.

    Немалое значение в становлении гражданских основ имеет и принцип народности, который связан с языком, культурой, традициями и народными обычаями. Данный принцип охватывает государственные отличительные характеристики и осуществляется через деятельностное формирование подростков.

    Культивирование гражданственности в разных видах работы способствует ее производительности. Ключевыми видами такой работы являются:

    • Поисково-исследовательская;
    • Экологическая;
    • Правоохранительная;
    • Аудиторная;
    • Кружковая;
    • Краеведческая;
    • Патриотическая;
    • Общественно-политическая деятельность.

    Первым началом воспитания гражданина является воспитание человека-труженика, важным качеством которого признано трудолюбие.

    В зарубежной педагогике особыми направлениями гражданского воспитания являются политическое, правовое и воспитание культуры межэтнического общения. Но в процессе организации какого-либо мероприятия, направленного на становление тех или иных гражданских качеств, необходима четкая его целенаправленность и постановка соответствующих целей. Таким образом, основные задачи в гражданском формировании личности представлены в следующем перечне:

    • Мировоззренческая подготовка молодого поколения, определение смысла жизни, ценностных отношений;
    • Становление общечеловеческих норм морали;
    • Становление чувства собственного достоинства и возможности к беспристрастной самооценке и регуляции в поведении;
    • Воспитание трудолюбия;
    • Приобщение к здоровому и правильному образу жизни;
    • Приобщение подростков к законам государства,
    • Раскрытие беспристрастной потребности их выполнения;
    • Приобщение учеников и студентов к культуре своего отечества и народа;
    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
    Средняя оценка статьи
    4,0 из 5 (19 голосов)