Музыкальная педагогика: история, аспекты, принципы и особенности

Музыкальная педагогика: история, аспекты, принципы и особенности

    История развития музыкальной педагогики определяется как история развития системы общего музыкального образования и процесса воспитания детей. Основы приведенной системы зародились еще во времена глубокой древности в виде устных типов музыкальной деятельности. За все время формирования системы музыкальное образование разделилось на два следующих метода:

    • первый, чья основа была взята из устных музыкальных традиций;
    • второй, образовавшийся на фундаменте письменных музыкальных традиций.
    Замечание 1

    Метод обучения, который в своей сути основывается на устных музыкальных традициях, представляет собой прямого преемника народных традиций и заключается в пении и присущих ему коллективных вариантах исполнения, а также в импровизации. Метод, возникший на базе письменных музыкальных традиций, сформировался в качестве результата возникновения понятия нотной письменности и развития инструментального искусства в целом.

    До 17 века устная форма обучения потеряла свою былую значимость и была практически полностью вытеснена новыми методиками из педагогической практики. Вместо забытого способа обучения пришла определившая способ обучения музыке профессиональная музыкальная деятельность. В течении 17 века искусство исполнения становится более индивидуально направленным. Возникает понятие узких специалистов, работающих лишь в своей области, в качестве примера подобных людей можно привести композиторов, а также исполнителей и слушателей.

    Приблизительно в это же самое время появилась сцена, чья цель заключалась в отделении исполнителя от присутствующих в зале, расположение дирижера стало предполагать его положение спиной к слушателям, а солист начал на память исполнять произведения других композиторов в своем стиле. Все вышеперечисленное является результатом начинающегося зарождения ранее не существующего типа музыкальной деятельности, а именно искусства интерпретации.

    Музыкальная педагогика в России

    Музыкально-педагогические комплексы, а также совокупность практического и теоретического опыта русских музыкантов в первую очередь имели отношение к процессу организации музыкальных средств. В районе середины 19 века музыкальная культура России разделилась на две самобытные ветви, в качестве которых выступали городская и крестьянская культуры.

    В совокупности данная пара музыкальных культур стала неким фундаментом, на основе которого сформировалась новая русская музыкальная школа. 60-е года 19 века выделились тем фактом, что различные русские общественные деятели и музыканты вложили много своего труда в организацию музыкального обучения для детей на рациональных началах. Их логика строилась на том, что, по их мнению, каждый ребенок обладал определенной предрасположенностью к музыкальной деятельности. Их цель заключалась в образовании единой музыкально-педагогической системы, которая стала бы пригодной в одинаковой степени и для любителей, и для будущих профессионалов. В рамках проводимого учебного процесса планировалось сделать упор на национальные музыкальные традиции. Стоит также обратить внимание на тот факт, что речь всегда шла лишь о коллективной форме обучения музыке, но никогда не о развитии способов индивидуальной подготовки. К началу 1917 года реформа российского музыкального образования находилась в практически готовом состоянии.

    Однако в результате произошедшей революции весь процесс претерпел существенный “откат”. Видение культуры у представители новой власти кардинально отличалось от видения реформаторов и подразумевало ее существование в форме просветительства. Она заключалась на клубной работе и ее вектор был направлен на нечто среднее.

    Основные аспекты музыкального образования

    Определение 1

    Музыкальное образование представляет собой такую систему, смысл которой заключается в объединении музыкального воспитания, обучения и развития.

    Главные исследования в рамках современного музыкального образования определяются в виде следующих направлений:

    • определение возможностей педагогики искусств в сфере музыкального воспитания;
    • исследование профессиональных качеств личности педагога;
    • исследование сущности, достижений, типов и специфических особенностей профессиональной деятельности педагога-музыканта.

    Российская система охватывает следующие формы музыкального образования:

    • общее музыкальное образование;
    • дополнительное образование.

    Каждая из образовательных музыкальных программ помогает в процессе выработки у учащихся любви и искреннего интереса к музыке как к искусству, способствует развитию музыкально-слуховых представлений и практических музыкальных навыков, в число которых входят исполнительские, аналитические, а также слуховые. В рамках музыкальной педагогики общие или же стандартные принципы педагогики уживаются со специфическими техниками и формами преподавания.

    Принципы музыкальной педагогики

    Основные аспекты музыкальной педагогики можно записать в виде следующего перечня:

    • воспитывающее обучение;
    • научность обучения;
    • системность проводимого обучения;
    • прочность передаваемых знаний, умений и навыков;
    • сугубо индивидуальный подход.

    Особенности музыкальной педагогики

    Главная тема значительной части проводимых в музыкальной педагогике исследований представляет собой тему процесса взаимодействия, происходящего между педагогом и учеником. Основная цель любого педагога-музыканта заключается в непрекращающемся поиске дающих максимальный эффект техник и вариантов обучения и воспитания каждого отдельного подопечного.

    Для того, чтобы иметь возможность передавать музыкальные знания необходимо адаптировать уже существующие в общеобразовательной школе методы под определенные условия. Несмотря на это, с целью усвоения самой музыки и получения практических навыков и умений необходимо озаботиться на тему специфических форм организации обучения, а также методов и средств, которые бы соответствовали особому содержанию музыкальных дисциплин.

    Музыкальная педагогика основывается в том числе и на активизации творческо-поисковой активности у учащихся. Ключевым фактором в данной ситуации можно назвать аналитический метод обучения, в условиях которого педагог представляет собой организатора поиска ребенком новых музыкальных ощущений собственными силами. Приведенный метод оказывает стимулирующее воздействие и развивает творческое начало. Совокупность практического и аналитического методов обучения определяется в качестве главной задачи, с которой сталкивается педагог-музыкант. Для достижения данной цели от педагога требуется не только владение методикой преподавания своего предмета, но также и владение педагогической техникой.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
    Средняя оценка статьи
    4,3 из 5 (17 голосов)