Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Философия русского зарубежья. Основные идеи и представители

Содержание:

Культурные и исторические связи России с другими странами стали основополагающими в востребованности русской культуры за рубежом. Более того, выдающиеся достижения русской послеоктябрьской эмиграции напрямую зависели именно от этого. Спасение и сохранение русской культуры в условиях эмиграции происходило достаточно осознанно и целенаправленно, более того, важно сказать о том, что этот процесс был управляем. Именно поэтому воспроизведение русской культуры за рубежом получило название "первой волны глобальной историко-культурной миссии".

Два потока русской культуры, которые можно было отследить на большом временном отрезке, никогда не существовали по отдельности друг от друга, в разные времена они приближались и отдалялись, но всегда были причины объединяющие, при этом эти основания были достаточно прочными, что никогда не приводило к их разрыву.

Исторические предпосылки и условия для сохранения философских идей за рубежом

После того, как большевики смогли окончательно завоевать власть, началось трагическое время для русской интеллигенции. Вынуждены эмигрировать были сотни писателей, учёных, деятелей культуры. В числе эмигрантов оказались все наиболее значимые русские философы: Н. Бердяев, Н. Лосский, Д. Мережковский, Ф. Степун, С. Франк, Л. Шестов и др.

Пример 1

Н. Бердяев в своей книге "Философия неравенства. Письма е недругам по социальной философии" говорил равенстве как о метафизически пустой идее. Более того, он утверждал, что социальная правда должна основываться на достоинстве каждой личности, а не на равенстве.

Приблизительно эту же идею выдвигал С. Франк в своей книге "Духовные основы общества. Введение в социальную философию". Он руководствовался мнением о том, что достаточно опрометчиво подвергать критике материалистические идеи, однако совсем иное – предлагать философское объяснение для альтернативного взгляда на мир. Целью собственной жизни он видел создание соответствующей интерпретации.

Замечание 1

Основные идеи С. Франка изложены в трёх книгах, которые были им и задуманы как трилогия: "Предмет знания", "Душа человека" и "Духовные основы человека".

Философия С. Франка была религиозной направленности. Её основная идея заключалась в том, что все предметы связаны между собой и находятся в абсолютном или всеобщем единстве, следовательно, в момент наблюдения за миром, наблюдаешь за абсолютом.

Ф. Степун как религиозный философ, культуролог, социолог, историософ, теоретик искусства, а также писатель и публицист, выступал за сосредоточение на проблеме исторической судьбы России, а также концентрацию внимания на феномене революции и большевизма.

Пример 2

В "Новом Граде" была опубликована его программная статья "Идея России и формы её раскрытия", в которой он выступал за то, что русскость представляет собой качество духовности и не является историософским политическим монтажом. Именно поэтому раскрытие русской идеи не поддаётся никаким формулам, а нуждается в точной живописи исторического пути и лица России".

Ф. Степун выбирал для своих философских идей стратегию синтеза всех человеческих познавательных способностей. Этим он был обязан достаточно целому и единому знанию В. Соловьёва и славянофилов. Сочинения Ф. Степуна были определённо своеобразны, они часто шокировали своими парадоксами и похожими одновременно на философские рассуждения и глубоко личную лирическую прозу.

Проблема Запада, Востока, России в науке и философии

Правильным будем упоминание о том, что на тенденции, которые определили духовное, политическое и общественное самодвижение русской культуры и государственности в некоторой степени, оказали серьёзное влияние славянофилы и западники. Повседневное сознание, которым характеризовалось большинство исследователей, всегда выбирало одну из сторон развернувшейся драмы противостояния. Одновременно с этим большая часть русских мыслителей выступали с позиции этих антагонистов за сходства, нежели за различия.

Пример 3

Здесь вполне уместно говорить словами А. Герцена, который утверждал, что славянофильство и западничество представляют собой двуликого Януса с единым сердцем.

Основываясь на историческом опыте, можно утверждать, что близость "вестернизаторов" и "самобытников" выглядела более глубокой, чем представлялось А. Герцену, и приводила к катастрофическим последствиям.

Стоит прямой вопрос о метафизических, исторических и культурных предпосылках подобного социокультурного оборотничества. Более того, нужно понимать, кто в русской культуре был противником данного парадоксального единства антагонистов. В. Кантор утверждал, что причина кроется не только в особой любви к Родине, а в полной уверенности в том, что Россия противоположна Европе.

Замечание 2

И славянофилы, и западники начинали свой путь в интеллектуальном пространстве с овладения западноевропейских теорий и, что немало важно, с идеализации Запада.

Вслед за идеализацией Запада, славянофилы и многие западники перешли к идеализации России. Обуславливая это тем, что Россия в скором времени станет великой в силу того, что сможет выполнить высшие идеи Европы.

Идеи русских философов

В размышлениях русских философов часто встречались идеи, касающиеся личности. Однако, непосредственно в социальной практике, аристократический пафос человеческой личности никогда не занимал лидирующих позиций, в отличие от других европейских стран. Ни в одной европейской стране государство не обладала такой властью над жизнь и собственностью своих подданных, как в России. А вместе с тем формирование личности является своеобразным коридором для культуры посредством которого исторический процесс превращает народ из природноэтнографического материала в субъект истории. В. Кантор исследует личность в качестве открытия европейской истории. Как следствие, идеология свободного человека, которая реализует собственные способности во всех сферах бытия, уже давно дана европейским принципом развития. Как вывод – Россия должна осуществить своё возвращение в Европу, чтобы иметь возможность реализовать собственную многовековую цель.

На стыке XIX и XX вв. была начата новая эпоха в развитии русской культуры. Её существование длилось недолго, но она смогла явить миру выдающиеся образцы философской мысли, смогла воскресить русскую икону, обеспечить расцвет поэзии, простимулировать новые направления живописи, музыки, театрального искусства. Космическая одухотворённость воодушевила многих русских поэтов В. Брюсова, А. Белого, А. Блока. Космизм выступал вдохновителем для художника М. Врубеля и композитора А. Скрябина. Серебряный век русской культуры стал специфическим откликом на русскую культуру эпохи величайшего А. Пушкина.

Для этого времени характерен модерн в живописи и архитектуре.

Определение 1

Модерн – современный стиль в европейском и американском искусстве конца XIX – начала XX в. для него характерна высокая дисциплина композиции, подчёркнутый эстетизм в трактовке утилитарных деталей, декоративный ритм гибких, текучих линий, увлечённость национально-романтическими мотивами, акцент на индивидуальность художника.

Н. Бердяев высказывался о культурном ренессансе начала века. Культурное возрождение, подъём поэзии и философии, грядущие зори, предчувствие катастроф – именно это ключевые слова, которые помогли запечатлеть специфические черты духовной жизни России Серебряного века. Выдающимся поэтам этого периода А. Белому и А. Блоку получилось не только представить события ближайших десятилетий, но и описать будущий век:

Двадцатый век... Ещё бездомней,

Ещё страшнее жизни мгла

(Ещё чернее и огромней

Тень Люциферова крыла).

Это строки А. Блока стихотворение "Возмездие"

Определение 2

Русский модерн – закономерный феномен, который был спровоцирован глубинными процессами русской культуры.

Представители новой интеллигенции жёстко критиковали прежние художественные принципы и как следствие предложили новые способы понимания реальности. Учение о живом символическом мире ставилось с противоположность современной цивилизации. Философом-символистом мог считаться только тот, кто видел своей целью стремление к преодолению безжизненной раздробленности форм знаний и жизни в живом творчество культуры.

Для русской поэзии начала XX в. большую роль сыграли акмеисты. Наиболее яркими представителями этого направления были С. Городецкий, М. Кузмин, А. Ахматова, Н. Гумилёв, О. Мандельштам. Они активно выступали против символизма, его порывов к идеальному, многозначности и текучести образов, усложнённой метафоричности. Они были сторонниками возврата к материальному миру, миру конкретных предметов и вещей, к ясному объяснению слов и понятий. О. Мандельштам говорил, что акмеизм – это тоска по мировой культуре.

Серебряный век в литературе ярко отразился и на изобразительном искусстве, которое, в свою очередь, составило целую эпоху в русской и мировой культуре. Серебряный век обозначен как признание достоинства русской культуры. Литература, живопись, скульптура, театр и музыка стали отражением коллизий нового века и драматических событий мировой истории.

Безусловно, русская культура отличается своим разнообразием и особенностями. В ней сочетается и широта русской души, и свобода образа жизни, и исповедальность литературы. Для неё характерны преемственность и самобытность. Русская философия серьёзно повлияла на социально-политическую жизнь России. Именно здесь источник "проклятых вопросов" русской духовности. На самом ли деле Западная Европа является "страной святых чудес" и действительно ли сейчас там "ложится тьма густая"? Так вопрошал А. Хомяков. Надо ли ставить в противопоставление Богу христианскому "русского бога", который является "Богом голодных, богом холодных, нищих вдоль и поперек"? Такой вопрос задавал П. Вяземский. А Ф. Тютчев ставил под сомнение утверждение "умом Россию не понять", при этом благословил её Царь небесный.

Из всего вышесказанного стоит сделать вывод, что русская философия является полноценной философской школой. Многие отечественные поэты считают, что в душе России спрятана тайна. Поиски своей культурной идентичности в разные эпохи проявлялась по-разному. В основе русской философии тайное знание, что Восток кроет в себе некое понимание христианства, истины и действительности, которое никому неизвестно, либо попросту не принимается как истина на Западе. Русская философия появилась как следствие поиска данной истины. Она брала своё начало в жизни русского народа. Формировала свои идеи из осмысления русскими людьми их христианско-православного наследия. Важно заметить, что несмотря ни на что, русская философия не оставалась никогда статичной.

Её можно охарактеризовать словами Л. Толстого: "… в России вновь всё переворотилось и только-только начинает укладываться".

Опыт русской философии способствует побуждению к переосмыслению исторических судеб её духовного возрождения. И сегодня снова открыт вопрос о том, какую именно культуру необходимо сохранять, возрождать или всё же строить заново?

Навигация по статьям

Выполненные работы по философии
  • Философия

    Дистанционный экзамен

    • Вид работы:

      Дистанционный экзамен, онлайн-тест

    • Выполнена:

      29 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      2 400 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    Основы философии

    • Вид работы:

      Контрольная работа

    • Выполнена:

      26 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      1 500 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    Основные категории и понятия философии историческое становление и современное содержание

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      24 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      1 200 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    Философия древнего Китая

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      24 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      1 200 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    концепция времени у Аврелия Августина

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      24 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      900 руб

    Заказать такую же работу
  • Философия

    Проблема соотношения истины и мнения у элеатов

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      24 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      1 100 руб

    Заказать такую же работу