философия Макиавелли, государство и государь,макиавеллизм.

Политическая философия Макиавелли. Трактат "Государь". Макиавеллизм.

    Итальянский философ Н. Макиавелли  (1467–1527) является основателем современной политологии. 
    Политические взгляды Н. Макиавелли родились в период эпохи Возрождения. Правовая мысль в данную  эпоху значительно шагнула  вперёд, освобождаясь от элементов схоластического понимания мироздания.

    "Государь" Макиавелли

    В своем известном трактате «Государь» он систематизировал и охарактеризовал сущность политики.

    Государство, по определению Макиавелли, – высшее проявление человеческого духа, а служение государству – смысл и счастье человеческой жизни.

    Макиавелли утверждал, что государь не должен быть ни добродетельным, ни щедрым, ни честным для обеспечения целостности и благополучия своего государства. Правитель погибнет, если он всегда будет милосердным и честным. Если внешние и внутренние условия не сделают государя строгим и дисциплинированным, государство прекратит свое существование.  Философ уверен, что в государстве сильная власть создаётся на почве прочно существующего фундамента власти.

    Макиавелли приемлет насильственные методы борьбы, обуславливая насилие созданием искусственной необходимости: «Государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки».

    Сильное государство возможно только тогда, когда в народе отсутствуют гражданские добродетели.

    Сегодня не потеряла актуальности макиавелливская концепция циклического развития государственных форм (демократия — олигархия — аристократия — монархия). Монархия легко обращается в тиранию, аристократия переходит в олигархию и т. д. Циклическое развитие форм управления напоминает идею кругооборота, взаимообращения зла и добра. 

    Религия

    Макиавелли хорошо видел и осознавал силу религии, её власть над сердцами и умами верующих, поэтому призывал использовать эту силу  для общего блага, в особенности для объединения и укрепления самого государства. Но философ признавал только исключительно практическую пользу, которая присуща религии. Религия, по утверждению Макиавелли, должна связывать общество в единое целое, а государь должен восприниматься своим народом как религиозный человек.

    Отношение к свободе как к ценному, Макиавелли подчеркивает из древнегреческой философии, полагая, что политическая свобода предполагает личную добродетель.

    Власть

    Власть, по рассуждениям Макиавелли, должна принадлежат тем, кому удалось ее захватить. Макиавелли рассматривает вопрос обороны государства от внутренних и внешних  врагов. Макиавелли  предлагал использовать против противника только два оружия: сильную армию и удачные политические союзы. При ведении внешней политики, философ советует опираться государю не только на свои силу и ум, но и на "звериную" хитрость. 

    Правителя, который стремится к успеху, Макиавелли учил согласовыть свои действия, во-первых, с законами необходимости (судьбой), а во-вторых, с поведением подчиненных. В его учении содержатся определенные советы, которым руководителю требуется следовать, он рассуждает о щедрости, страхе, любви  и проявлении других качеств в управлении. 

    Макиавелли ставит цели, к которым, по его мнению, обязан стремиться правитель, и при этом предлагает некоторую идеальную модель управления государством и идеального правителя страны, который будет соответствовать данной схеме.

    Макиавелли отмечает политические блага, которые необходимо для гармонии государства:

    • национальная независимость;
    •  безопасность;
    • хорошо устроенная конституция.

    Для реализации политической цели необходима сила, которая зависит от общественного мнения. Поэтому большую роль, по утверждению Макиавелли, необходимо уделять пропаганде, в частности, пропаганде добродетельного облика претендента на власть.

    Макиавеллизм

    Философ известен как основоположник принципов «макиавеллизма». Термин "макиавеллизм" используется сегодня для обозначения беззастенчивой политики, добивающейся своих целей, пренебрегая нормами морали.

       

    Макиавелли детально изучал различные формы социально-политических организаций, определяя их существенные черты. На основе изучения богатого фактического материала, он постарался решить важные теоретические проблемы в области государства, политики,  военного дела и  управления.

    "Государя" Макиавелли по праву можно назвать хорошим практическим трудом. Он обобщил опыт прошедших веков и современных ему событий на политических аренах. 

    Макиавелли одним из первых смог обосновать понятие гражданского общества и применил термин «государство» в качестве политической организации общества.

    Его идеи способствовали развитию современной социологической теорий элит (Э. Дженнинг, Ч.Р. Миллс, Г. Моска, В. Парето), повлияли на автора теории «менеджерской революции» Дж. Бернхайма, который возглавил «макиавеллистское направление».

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
    Средняя оценка статьи
    4,9 из 5 (19 голосов)